На современном этапе развития образования одной из самых актуальных проблем является успеваемость учащихся. М.М. Безруких пишет: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая.» [3,с.38]. Успеваемость является одной из составляющих психологического здоровья школьников, сохранением которого обеспокоено всё психолого-педагогическое сообщество. Проблема успеваемости школьников волнует ученых уже не одно столетие. Со времен чешского педагога-гуманиста Я.А. Коменского и по настоящее время продолжается изучение сущности, причин как успехов так и неудач учащихся в образовательной деятельности.
Существует огромное количество определений «успеваемости» и «неуспеваемости». В словаре С.И. Ожегова успеваемость характеризуется как степень успешности усвоения учебных предметов учащимися [4,с.837]. А У.Д. Розенталь и А.А. Бударный считают, что «неуспеваемость-несоответствие знаний минимальным требованиям», и утверждают, что «содержание понятия «неуспеваемость» во многом зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс». В школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражается баллами «два» и «один». Однако эти правила подправляются реальной практикой: выставленные удовлетворительные оценки не мешают учителям, родителям, нередко и ученику знать, что он «не успевает» [2,с.83].
Ю.К. Бабанский подразделяет неуспеваемость на раннюю и позднюю. Ранняя неуспеваемость возникает еще на начальных стадиях обучения (1 класс). Поздняя- во время перехода учащегося в среднюю школу. Доказано, что при переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30% и это объясняется рядом причин: во-первых, усложняется школьная программа и возрастают требования к учащемуся, а умения и желания трудиться остались на уровне начальной школы, во-вторых, переход совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса к учебе на общение со сверстниками. Существует версия, что успеваемость и интерес к учебе снижается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся или как это часто бывает «заставляют родители». К данному перечню, как правило, относится и кружковая деятельность.
Педагогический энциклопедический словарь гласит: «Кружковая работа- одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности» [1,с.130]. Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Как правило, в кружке занимаются 15-20 человек. Выделяют предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) кружки [1,с.132]. Кружковая деятельность проводится с целью расширения имеющихся и углубления специальных знаний учащихся, совершенствования творческих способностей и умений, удовлетворения их личных интересов и склонностей, а также с целью организации их досуга.
Стоит отметить, что кружковая деятельность отличается от учебной большим разнообразием методов и форм ее организации и реализации. В кружках для младших классов вносятся элементы игры и соревновательный характер деятельности. Она не имеет четкой, ярко выраженной специализации. Содержание и тематика кружков, как правило, отражает современные тенденции и достижения науки, техники, искусства. Формы проведения кружков достаточно разнообразны. Это и беседы, и лабораторные исследования, экскурсии и походы, изготовление моделей, а также соревнования, конкурсы и выступления на сцене. Важно, чтобы деятельность в кружке имела результаты и носила общественно-полезный характер.
На основании проведенного нами исследования, в котором приняли участие 50 учащихся 5 классов, нам удалось выяснить, что 73 % учащихся посещают тот или иной кружок (секцию). Среди них, самыми популярными оказались: кружок иностранных языков (английский язык), бассейн, футбол, регби, кружок проектирования и музыкальная школа (хореографическое, хоровое и инструментальное отделение). 63 % учащихся совмещают посещение 2 кружков, 25 % учащихся- 3 кружка, 22%- 1 кружок. Дети, которые посещают 1-2 кружка имеют положительные оценки в школе, не смотря на большую нагрузку. Повышает успеваемость одновременное участие в кружках разной направленности. Например, посещение спортивного кружка и кружка фотографии.
Для исследования корреляционной взаимосвязи между двумя ранговыми переменными (успеваемость и кружковая деятельность) мы использовали метод коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0.640. Связь между исследуемыми признаками- прямая. Зависимость признаков статистически значима (p<0,05). Таким образом, мы выяснили, что внеурочная кружковая деятельность имеет связь с успеваемостью детей в школе.
Успеваемость в школе связана не только с занятиями по школьным предметам, что кажется вполне очевидным результатом, но и с занятиями искусством и спортом. Более того, занятия искусством повышают успеваемость в большей мере, по сравнению со всеми остальными кружками (секциями). В семьях, в которых родители поощряют внеурочную деятельность, ребенок активно продолжает заниматься и получает в ходе этих занятий навыки, обеспечивающие успешное развитие в дальнейшем. Например, занятия музыкой и определенными видами спорта весьма эффективны с точки зрения формирования усидчивости, целеустремленности и распределения своего личного времени.Таким образом, необходимо сохранять и развивать богатый опыт дополнительного образования школьников, создавать новые образовательные пространства и площадки, где ребенок мог бы в спокойной и комфортной обстановке получать новые знания, воспитывать в себе правильное эстетическое восприятие мира, развивать творческие способности и уверенность в своих силах, что так необходимо учащимся современной школы.
Литература
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., Большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
- . Глассер У. Школы без неудачников. Пер с англ. / Общ ред и предисл. В.Я. Пилиповского.- М.: Прогресс, 2008. — 184 с.
- Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. М.: Ломоносов, 2010. – 232 с
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2014. — 944 с.