ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

3 ноября 5:15

Цифровая экономика на данном этапе экономического развития является инновационной. Внедрение такого вида «инноваций» происходит за счет внедрения сетевой формы координации экономических субъектов, ориентирования на внедрение инноваций. В следствии этого, информация и человеческий капитал становятся главными факторами конкурентоспособности. В связи с Федеральной программой «Цифровая экономика», созданной в Российской Федерации в 2017 году, становится актуальным изучение моделей компетенций государственных служащих, а также уровня готовности госслужащих к полной цифровизации процессов [2].

Компетентность основана на личностных качествах, интеллекте и опыте индивида в той или иной деятельности. На данный момент на практике нашей страны наблюдается интеграция подходов к пониманию профессиональных компетенций, что базируется на основании большого количества транснациональных компаний, которые, в свою очередь, применяют зарубежные методы управления и способы оценки навыков и компетенций[3].

О необходимости применения компетентностных подходов в системе госслужб впервые было упомянуто в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [1], в котором указано формирование перечня требований для замещения должностей госслужащих на основе компетентностного подхода, в зависимости от должностных обязанностей, функций и принадлежности к определенным профессиональным группам. В дальнейшем в указе были определены основные направления развития госслужб, включающие создание единой информационной системы и создания единого специализированного информационного ресурса для непрерывного профессионального развития государственных служащих. Следовательно, было определено «профессиональное качество», которому должны были соответствовать поведение государственного служащего, единство стремлений, способностей, знаний, навыков и личностных качеств, которые необходимы для результативного исполнения должностных обязанностей.

Министерством труда были выделены профессиональные компетенции государственных служащих, не учитывающие современных тенденций цифровизации экономики. Данный «разрыв» в законодательстве обуславливает необходимость в исследовании с целью формирования модели «цифровых» компетенций госслужащих. В следствии, можно сказать, что одной из основных проблем является степень готовности государственных органов к работе в инновационной среде.

Так какими должны быть «инновационные компетенции» госслужащего? К 2020 году критически важными будут навыки коммерциализации и коммуникации, умение управлять командой. Базовыми профессиональными навыками будут считаться такие как:

— когнитивная гибкость;

— логическое рассуждение;

— чувствительность к проблеме;

— визуализация.

Основными и самыми важными из компетенций будут являться: активное восприятие, критическое мышление и «эмоциональный» интеллект[3].

Вовремя цифровизации процессов необходимо помимо «hard skills» иметь такие компетенции, которые дают возможность выполнения задач в неопределенной среде, способность к адаптации в быстро меняющейся среде и постоянному развитию.

«Soft skills», к которым относятся эмоциональный интеллект и управление временем, должны присутствовать в каждом виде деятельности. Умение смотреть на проблемы с разных точек зрения, мыслить в нескольких проекциях, видеть не только очевидные факты, но и саму суть вещей, опираться на воображение. Индивиды с интегративным мышлением знают, как увеличить масштабы вопросов, связанных с проблемой. Такие люди отказываются от «или/или» в пользу «и/и».

В современном мире каждый государственный служащий должен обладать «цифровыми» компетенциями. Ведь от степени их профессионализма, компетентности, соответствия требованиям «инновационного» мира и современного развития общества будет зависеть результат деятельности всей системы государственного управления.

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» № 601 от 07.05.2012 г.
  2. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. государство как платформа. Кибергосудрство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М.: Центр стратегических разработок, 2018 г.
  3. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А «Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации» / Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А // Бизнесс информатика. №4 2018г. С. 28-42., [Электронный ресурс]. — URL: https://bijournal.hse.ru/data/2019/02/26/1194116053/3.pdf (Дата обращения: 15.12.2019)