Правовое государство — это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются права и свободы человека и гражданина, используется принцип разделения властей, обеспечивается верховенство правового закона, взаимная ответственность личности и государства. Оно подразумевает под собой существование нескольких условий для его возникновения: создание гражданского общества как основы правового государства, достижение высокого уровня правосознания у граждан, формирование единого законодательства, строгое подчинение закону. Такое государство основывается на принципе разделения властей, верховенстве права, признании высшей целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом.
Главным признаком правового государства является гражданское общество, подразумевающее под собой совокупность общественных институтов, которые выражают и защищают интересы и потребности граждан. Оно предполагает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, признание их высшей ценностью, формирование взаимной ответственности личности и государства (ст.17 Конституции РФ), многообразие собственности (ст. 8), политический плюрализм (ст. 13), система местного самоуправления (ст. 12).
Особое место отводится роли каждого гражданина в политической жизни государства. Народ — является единственным источником власти в РФ (ст. 3), который через государственную власть осуществляет защиту прав и свобод гражданина, выражение их интересов, а также участвует в совершенствовании государственной системы управления, государственных механизмов
Другой не менее важный признак — принцип разделения властей (ст. 10) Он означает, что вся власть распределена между 3 ветвями, то есть исполнительной, законодательной и судебной[1]. Этот принцип подкрепляется системой “сдержек и противовесов”, которая основана на взаимном контроле одной власти другой, тем самым не давая собрать всю полноту государственной власти в одних руках. Это сопрягается и с положением о равенстве всех перед законом и судом[2] (ст. 19 Конституции РФ)
Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и закрепляет права и свободы человека и гражданина, систему органов государственной власти, основы государственного устройства и т.д. Конституция обладает верховенством права, то есть распространяется на всю территорию РФ, что также является признаком правового государства (ст. 4). Таким образом, все граждане обязаны соблюдать конституцию, подчиняться верховному закону.
Существуют определённые проблемы построения правового государства. Чтобы ограничить произвол ветвей власти, нужно возвести волю гражданского общества в закон. Однако препятствием к этому является низкий уровень правовой культуры. Без высокого уровня правосознания граждан, не получится повысить эффективность работы государства по обеспечению прав и свобод граждан и реализации других основ правового государства. Чтобы попытаться исправить нынешнее положение, нужно повысить уровень образования, путём внедрения новой системы обучения, подобно Сингапуру; организовать интенсивное правовое просвещение, путем обеспечения доступности информации о путях и способах защиты прав и свобод граждан, о правоохранительных органах, информации о статусе правовой сфере в общем.
Также существенной проблемой развития правового государства является нестабильность правовой системы.
1)Она до сих пор не имеет окончательного варианта законодательства, самой системы права, которая постоянно находится в доработках. 2) После распада СССР появлялись новые отрасли права, к которым Россия еще не успела приспособиться, находясь в переходной позиции от советского к постсоветскому пространству[3]. Переходный период характеризовался пробелами в законодательстве, что отразилось на правовой системе.3) В России действует две системы права: федеральная и региональная. Обеспечить их четкое и эффективное взаимодействие является сложной задачей, которая постепенно разрешается российскими законодателями.
В заключение, нужно сказать, что мы выявили основные черты правового государства и подтвердили это разного рода нормативно-правовыми актами. Также, выделили некоторые проблемы становления правового государства и предложили пути их решения. То, что называется правовым государством – это идеал, к которому стремится Российская Федерация.
Библиография
1.Томилина Е.Е., Кузнецова Ю.А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№2-2. —2015.
2. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№5.—2011.
3. Чжао Л. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXV междунар. науч.-практ. конф. № 7(68). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 68-71.
[1] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ
[2] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации»)
[3] ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И СОВРЕМЕННОЕ ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. – 124 с.