ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

21 мая 5:05

Ориентировочно треть мировых запасов природного газа расположены на территории Российской Федерации. По объемам добычи газа Россия находится на втором месте в мировом рейтинге добывающих стран. 70 % добываемого газа используются внутри страны, остальная часть отправляется в европейские страны и страны СНГ. Единая система газоснабжения позволяет непрерывно осуществлять поставки газа. РФ транспортирует на территорию ЕС природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, электроэнергию, ядерное топливо. 

На долю России приходится 20% мировой торговли топливом. Нефть и газ играют значительную роль в экономике России, поскольку обеспечивают её стабильность и являются основой её развития. На долю нефти и газа приходится большая часть внешней торговли России, что приводит к сильной зависимости торгового баланса государства от добычи природных ископаемых. По этой причине нефтегазовая промышленность так важна для российской экономики.

На Европейский союз приходится большая часть оборота нашей страны во внешней торговле, и энергетика играет важнейшую роль в торгово-экономических партнерских отношениях РФ и ЕС. Сотрудничество России и ЕС в энергетическом секторе преследует следующие цели: создание единого свободного экономического пространства, обеспечивающего Евросоюз облегченным доступом к нефтегазовой промышленности России, а также непрерывную транспортировку нефти и газа. Для Европы это очень важно, поскольку, согласно данным Евростата за 2019 год, 40,2% газа поступает в ЕС из России (рисунок 1).

http://meridian-journal.ru/uploads/2053-6.PNG

Рис. 1 Импорт газа в ЕС в 2018 году

Сотрудничество России и ЕС во всех сферах развивалось и прогрессировало до 2014 года, когда политические разногласия из-за конфликта на Украине резко ухудшили взаимоотношения партнеров. Отказ России исполнить требования западного сообщества спровоцировал резкое охлаждение отношений с НАТО и с Евросоюзом. Решение о принятии санкционных мер в отношении России подорвало сотрудничество РФ и ЕС в ключевых областях взаимодействия. Кризисные явления оказались слишком сильны, чтобы можно было не обратить на них внимание. Введение санкций негативно повлияло на развитие российского нефтяного сектора. Прекращение доступа к новейшим технологиям стало причиной замедления разработки месторождений нефти. Как известно, западные технологии для освоения шельфовых месторождений нефти сложно заменить импортом из других стран.  

Из-за ситуации на Украине возникли проблемы в торговом сотрудничестве России и Франции. Например, в 2011 году на правительственном уровне был заключен контракт между странами о поставке двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Один из них должен был быть получен Россией осенью 2014 года, чему помешал украинский военный конфликт. Позиция президента Франции Ф. Олланда в отношении РФ изменилась, и сроки выполнения контракта не были выполнены. Серьезные трудности возникли при расторжении контракта. Французская сторона была готова возместить России 784,6 млн евро, и таким образом компенсировать деньги, учтенные в актах приемки работ. С подобным намерением не были согласны в Минобороны РФ, поскольку сумма переданного аванса составляла 892,9 млн евро. Кроме того, российская сторона понесла убытки, связанные со строительством инфраструктуры для вертолетоносцев, обучением экипажа из 400 моряков, строительством для французских вертолетоносцев партии палубных вертолетов Ка-52К. Затраченные средства Россия долгое время не могла истребовать от Франции. В июле 2019 года появилась информация о том, что в ближайшем будущем Россия самостоятельно сконструирует вертолётонесущие десантные корабли в рамках государственной программы вооружения до 2027 года. Таким образом, Россия сможет без посторонней помощи покрыть потребность в вертолетоносцах, при этом создав улучшенную версию «Мистралей».

Сильнее всего в России наблюдалась зависимость от импорта фруктов, отечественное производство которых было способно покрыть лишь 40% спроса, а также мяса и рыбных продуктов, молока и молочной продукции, потребности в которых без импорта из ЕС могли быть удовлетворены не более чем на 80%. В лист российского эмбарго на продовольственные товары из ЕС также попали самые дефицитные товары, компенсировать которые было затруднительно.    

Закрытие российского рынка, невозможность мгновенного увеличения отечественного производства, а также ослабление рубля на мировом рынке привело к скачку цен на продукты питания в России. За первые два года после закрытия рынка цены на продукты питания и напитки возросли в годовом начислении на 18,1%. Больше всего возросли цены на рыбу и морепродукты: в 2016 году они были выше, чем в 2014 на 42,6%. Стоимость фруктов и овощей увеличилась на 36%, цены на молочные продукты взлетели на 21,2%. Суммарно цены на потребительские товары в 2015 году возросли на 18,8%, по сравнению с ценами 2014 года и на 23,6% в 2016 году. По данным Росстата, в следствии продовольственного эмбарго и увеличения цен на продукты питания в РФ, в 2015 году наблюдалась тенденция к уменьшению потребления фруктов, мяса, молочных продуктов и сахара. Потребление хлебобулочных изделий и яиц не изменилось. Наблюдался рост потребления российских продуктов питания, изготавливаемых без участия иностранных компонентов.

Следует отметить, что возникшая на российском рынке ситуация послужила защитой отечественных производителей от иностранных конкурентов, а также стала импульсом для развития внутреннего производства. Импортозамещение напрямую способствует росту конкурентоспособности продукции отечественных производителей. Доля импортных продовольственных товаров на российском рынке с момента введения санкций и ответных мер России существенно уменьшилась. Наглядно это представлено на рисунке 2. 

 

Рис. 2 Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли по РФ  

Первое официальное соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом было подписано двадцать пять лет назад. С тех пор отношения двух сторон планомерно развивались, сталкиваясь с различными трудностями на своём пути. В настоящий момент сотрудничество, несмотря на взаимную политику ограничительных мер, продолжается. 

Стабилизация стоимости энергоресурсов в 2018 году обеспечила увеличение экспортных поставок РФ сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа, а также возрастание экспортной выручки страны на 28,2% по сравнению с 2017 годом. На рисунке 3 представлено, как изменились поставки российского газа в некоторые страны Евросоюза за последние годы.

Рис. 3 Поставки российского газа (в куб.м) в европейские страны

В России в 2018 году 42,7% товарооборота приходилось на страны Евросоюза.

Большую часть торговых сделок Россия заключает с пятью странами ЕС, на долю которых приходится основная внешнеторговая активность России в рамках сотрудничества с Евросоюзом. Экономические отношения существуют между Россией и всеми 28 странами

ЕС, однако основными торговыми партнерами являются Германия, Нидерланды, Франция, Италия и Польша. Большое значение для национальной экономики РФ имеет сохранение и развитие инвестиционного сотрудничества именно с этими странами. 

В 2018 году рост оборота торговли РФ и ЕС составил 19,3%. По данным российской федеральной таможенной службы, товарооборот достиг 294,2 млрд долларов США. Экспорт составил 204,9 млрд долларов США, импорт – 89,3 млрд долларов США. Положительное для российской стороны сальдо составило 115,6 млрд долларов США.

Наглядно показатели торговли России и ЕС за два последних года представлены на рисунке 4.

Рис. 4 Показатели торговли России и ЕС в 2017 и 2018 гг.

Состояние торгового баланса имеет огромное значение для национальной экономики России, поскольку оказывает значительное влияние на формирование бюджета страны. В 2018 году российский бюджет был исполнен с профицитом впервые за долгое время. Первоначально он был утвержден с дефицитом, однако рост нефтегазовых доходов, начинающийся с ноября 2018 года, способствовал внесению поправок в федеральный бюджет. Превышение доходов над расходами достигло 2,7% ВВП. Деньги из бюджета идут на социальную политику государства, оборону, экономику, национальную безопасность, различные общегосударственные вопросы, обслуживание государственного долга, образование, здравоохранение и в другие сферы. Доходная часть бюджета в 2019 году должна превысить аналогичный показатель 2018 года на 4,8 трлн рублей.

Таким образом, укрепление торгово-экономических отношений России с государствами Евросоюза и другими странами дальнего зарубежья обеспечивает увеличение доходов бюджета нашей страны. Ситуация стабилизируется, однако, эксперты отмечают, что в 2020 году показатели роста российской экономики не достигнут запланированных значений. 

Полагаю, что российские предприниматели и руководство страны должны строить независимые долгосрочные инвестиционные проекты с Европейским союзом, что будет способствовать обеспечению стабильного развития национальной экономики. 

Проблемой является также то, что Европейский союз представляет собой объединение множества государств. Все страны ЕС имеют собственное представление о сотрудничестве с внешним миром и отношения ЕС и России видят по-разному. По мере расширения Евросоюза стал наблюдаться антироссийский настрой некоторых государств, стало сложнее находить общий язык.

Список литературы

  1. Акаев А. А., Зиядуллаев Н. С., Сарыгулов А. И., Соколов В. Н. Среднесрочный прогноз динамики развития экономики России // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 5 (158). — С. 37-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28163874
  2. Бабынина Л.О. и др. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность: монография / под общ. ред. Ал.А. Громыко, М.Г. Носова. – М.: Весь Мир, 2015.
  3. Винокурова В.А. Влияние     санкций      на      внешнеторговую деятельность Европейского союза и Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35261284
  4. Гончарова С.Н., Абазиева К.Г., Караблин О.В. Проблемы и перспективы реализации стратегии Импортозамещение в России. // Россия и ЕС: пути развития и перспективы: материалы международной научно-практической конференции 17-18 ноября 2016 г. Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016.
  5. Громыко А. А. Россия, США, малая Европа (ЕС): Конкуренция за лидерство в мире полицентричности // Вестник Российской академии наук. — 2016.
  6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25481573
  7. Каштакова Е., Баумгартнер Б., Жатко М. Влияние российского эмбарго на торговлю агропродовольственной продукцией между Россией и ЕС: анализ отдельных показателей // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39137251
  8. Клинова М. Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. — 2014.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22619838
  9. Полный текст Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document /1900668 (дата обращения 01.11.2019)
  10. Сидорова Е.А. Европейский Союз (в соавторстве с А.А. Габартой). Глава в монографии: Перспективы экономической глобализации / коллектив авторов; под ред. А.С. Булатова. – М.: КНОРУС, 2019.
  11. Ткаченко С.Л. Внешняя политика Европейского союза: трудности становления рецензия на монографии «Европейский союз в глобальном экономическом управлении (отв. Ред. М. В. Стрежнева) и «Европейский союз: архитектура внешней политики» (авт. М. В. Стрежнева и Д. Э. Руденкова) // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32393165
  12. Френкель А.А., Сергиенко Я. В., Тихомиров Б. И., Сурков А. А. Экономика
  13. России в 2017-2019 годах: предпосылки для прорыва пока не созданы // Экономическая политика. — 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36334384
  14. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под ред. Р.М. Нуреева. — Москва: КНОРУС, 2017. — 194 с.