В современные условиях активной конкурентноспособности никакой руководитель не готов рисковать, принимая неправильные организационные решения. Одно неправильное решение может привести к ошибкам во многих отношениях, включая имидж бренда компании, жизненный цикл продукта, а также финансовое положение. Во многих ситуациях менеджеру недостаточно применить основы экономических, статистических и операционных исследований, чтобы сделать осознанный выбор.
Таким образом, для принятия верных организационных решений нужны системы, которые помогают принимать решения по планированию, производству, эксплуатации и управлению на основе доступной информации. Такие системы называются системами поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS). Они помогают менеджеру на всех этапах принятия решений. Стоит отметить, что роль СППР заключается не в замещении управляющего, а в увеличении продуктивности его работы. Для этого СППР обязаны иметь интуитивно-понятный интерфейс для пользователя, а также, если брать в пример совершенную СППР, уметь разговаривать с пользователем на соответствующем для управляемой области языке.
Главная задача СППР – это не автоматизация процесса принятия решений, а воплощение действенного сотрудничества меж человеком и системой в процессе поиска решения.
Существуют различные определения СППР, которые содержат именно эти определяющие признаки:
- является информационной системой
- имеет прямое взаимодействие с пользователем
- собирает, объединяет и анализирует данные, документы, основы социальных наук, прикладных наук, математики и менеджмента, а также личные знания (лиц, принимающих решения)
- выявляет проблемы и определяет пути их решения
- помогает принять оптимальное решение
Условно СППР можно разделить по методам решения определенных проблем. Методы принятия решений на основе информационных систем можно разделить на 3 основные группы:
- Отчеты: самый старый способ получения информации — это отчетность. Отчеты можно составлять как регулярно, так и ежедневно, еженедельно, ежемесячно… и предоставлять менеджерам. К тому же их можно создать специально для определенного предмета и вывести его представление, как резюмирование проблемы или подробное ее описание, основанное на сводных данных.
- Поиск в базе данных: формирование запроса на поиск в поле ввода-вывода. После отправки запроса поиска полезной информации, результат отображается в самом поисковом окне и может иметь представление в виде отчетности.
- Моделирование: используется для проектирования-планирования реального поведения. Через смоделированную модель можно узнать и оценить ситуацию, а также рассмотреть как на нее влияют различные факторы.
Часть из методов принятия решений была создана в рамках искусственного интеллекта, что демонстрирует, высокий технический уровень СППР.
Архитектура СППР имеет три основных компонента:
- Программная подсистема — интерфейс
Пользовательский интерфейс представляет собой инструмент взаимодействия пользователя с системой. Именно здесь пользователь будет вводить всю значимую информацию, которая будет учитываться при анализе данных и моделировании отчетности.
- База данных (или база знаний) и система управления базами данных (СУБД)
База данных является инструментом, хранящим в себе структурированную информацию и дающий возможность обрабатывать и восстанавливать данные из информационной системы.
СУБД содержит комплекс программных систем, которые обеспечивают создание, хранят и позволяют совместно использовать базы данных.
- Модели подсистем и система управления базами моделей (СУБМ)
Модели подсистем являются основной частью системы поддержки принятия решений. С их помощью можно осуществлять анализ в СППР, исходя из того, что модели основываются на математической интерпретации проблем и при помощи особых алгоритмов помогают извлекать данные, имеющие ценность для принятия правильных решений.
С помощью СУБМ СППР имеет возможность создавать новые модели, делать каталогизацию и оценку набора различных моделей, интегрировать составные части моделей, связывать составляющие моделей.
Основные компоненты системы принятия решений обуславливают высокую эффективность работы системы, а также обеспечивают выработку и оценку вероятных альтернатив пользователем.
Почему же так важно применять системы поддержки принятия решений в управлении?
Во-первых, качество и быстрота оплачиваются: менеджеры получают информацию вовремя, дают правильный ответ на поставленный вопрос, получают точное решение и самое важное достигают положительного результата после принятия верного решения, тем самым демонстрируя качество и скорость обработки важной информации.
Во-вторых, может возникнуть ситуация, когда у менеджера в наличии есть лишь неструктурированные данные, не содержащие оптимальную информацию для анализа, а ему нужно принять решение в срочном порядке.
Неструктурированные данные определяются уровнем сложности работы с ними, они с трудом поддаются анализу, а их обработка при помощи классических способов занимает уйму времени и требует значительных затрат.
Активная деятельность компании сопровождается ростом информационного объема в системе и без определенного порядка, количество неструктурированной информации пропорционально увеличивается, усложняя анализ данных и соответственно мешая руководителю своевременно принять правильное решение.
Информационные системы дают возможность проанализировать и организовать структуру в установленном порядке автоматически, за достаточно короткий срок, что дает возможность выявить полезность определенной информации и принять на ее основе решение.
В-третьих, любое предприятия должно следовать рыночным тенденциям, то есть автоматизировать и перепроектировать свои бизнес-процессы для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности. При реинжиниринге бизнес-процессов предприятия, руководители должны принимать обоснованные решения о реорганизации деятельности: радикальных изменениях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые. И эти обоснованные решения могут быть произведены и аргументированы с помощью данных, обработанных системой принятия решений.
Список литературы:
- Системы поддержки принятия решений: Учебно-метод. пособие / Попов А.Л. – Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2008. – 80 с.
- Системы поддержки принятия решений // Кравченко Т. К. // В кн.: Информационные технологии для современного университета / Под общ. ред.: А. Н. Тихонов, А. Д. Иванников. М.: ГНИИ ИТТ «Информика», 2011. С. 107-118.
- Рубанов В.А. Большие данные: как извлечь из них информацию / В.А.Рубанов // Технологический прогноз — 2019 — №3 – с. 2-3.
- В.А. Силич, М.П. Силич. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие — Томск: Томск, гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. — 200 с.