В литературе ученые рассматривают разные определения термина «формирование». Л.И. Божович, Л.С. Выготский считают, что понятие «формирование» находится в тесной связи с процессом социализации личности [2, с. 69]. Данный понятие имеет большое значение для характеристики индивида, поскольку обеспечивает высокие, сознательные формы его поведения и деятельности. Это создает единство всех его отношений к действительности. А процесс формирования понимается как форма взаимодействия человека с окружающей средой, и осуществляется под воздействием внешних воздействий субъектов образования (педагогов, родителей) в сочетании с активной позицией обучающегося [3, с. 74].
Вопросами изучения формирования коммуникативных УУД занимались ученые: А.Г. Асмолов, О.М. Арефьева, О.А. Карабанова и других. Разные аспекты данной проблемы в начальной школе отражены в работах: С.П. Баранова, Л.И. Буровой, А.Ж. Овчинниковой, Г.А. Цукерман и др.
Под коммуникативными УУД понимают процесс взаимодействия между обучающимися, в процессе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, а также обмен мыслями, чувствами, переживаниями и др [1, с. 24]. Коммуникативные УУД играют важную роль в социализации обучающихся, формировании у них умения строить и вести диалог. В младшем школьном возрасте дети учатся обосновывать и доказывать свое мнение, способны понимать возможность различных обоснований для оценки одного и того же предмета.
Литературное чтение выполняет важную роль в формировании и развитии умственных процессов, творческого воображения, интеллектуальных способностей обучающихся, навыков самостоятельной учебной деятельности. Так, на уроках литературного чтения существует возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий в ходе сотрудничества, по развитию речи обучающихся (диалогической и монологической). Такая работа может создавать через проблемные задания: ассоциативные (на воображение); мыслительные (на сравнение); речевые (язык, речь героев); рефлексивные (высказывание собственных мыслей) [4, с. 27].
В процессе обучения происходит организация сотрудничества между обучающимися, где ставится учебная задача, которая бы требовала поиска решения и способов действия. В учебном процессе обучающиеся высказывают собственное мнение, анализировать его и оценивают. Кроме того, обучающиеся оценивают деятельность свою и других ребят. Педагог во всем этом занимает позицию равноправного партнера, что позволяет обучающимся проявить самостоятельность, активность в исследовании, интерес. Универсальные учебные действия коммуникативной направленности формируются на уроках литературного чтения посредством следующих приемов (заданий):
— устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному. В данном задании обучающиеся выстраивают речевое высказывание в соответствии с учебными задачами, которые были поставлены;
— пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (развитие навыка монологического высказывания);
— беседы, обсуждение творческих работ, защита проектов творческого характера. Обучающиеся проявляет умение выражать и отстаивать свое мнение;
— викторины, интеллектуальные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям. Обучающиеся проявляют умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать мнение других людей [4, с. 28].
Немаловажным аспектом в формировании коммуникативных универсальных учебных действий является применение творческих заданий на уроках литературного чтения, причем систематической направленности. Благодаря таким видам заданий, обучающиеся с легкостью вступают в контакт, стараются быстро и продуктивно распределить роли в группе, аргументируют принятые решения, стараются объективно оценивать свой и чужой вклад в работу группового характера, умеют адекватно оценить себя и одноклассников по предложенным критериям при выполнении индивидуальных и групповых заданий, с удовольствием помогают друг другу. Все это позволяет сформировать универсальные учебные действия всех видов, в том числе и коммуникативных.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке литературного чтения можно применить разнообразные образовательные технологии. Одной из технологии является технология проблемного диалога. Этот вид технологии способствует мотивации учения, развитию познавательного интереса, самостоятельности обучающихся и убеждения других.
Следующей технологией является технология ситуативного обучения. Посредством данного вида технологии происходит формирование умения обучающихся показывать собственную позицию, принимать чужое мнение, давать адекватную оценку другим, развивать навыки конструктивного взаимодействия. Информационно-коммуникативная технология, используемая на уроках литературного чтения, способствует развитию адекватной самооценке, осознанию учебной деятельности и мотивации, развитию фундамента культуры в сфере применения информации. В таком виде технологии можно применить и проектную деятельность, где обучающиеся могут показать и рассказать посредством наглядности авторов произведений, их произведений [5, с. 23].
Таким образом, исходя из вышеописанного материала, можно сделать вывод о том, что литературное чтение является одним из тех предметов, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. На уроках литературного чтения, особенно, в начальной школе обучающиеся начинают понимать и осознавать смысл понятий «что такое хорошо и что такое плохо»; нравственность; эмоционально оценивать события. Одним из предметов, благоприятно способствующих формированию коммуникативных УУД в начальной школе, является курс «Литературное чтение». На уроках по литературному чтению посредством различных методических приемов, обучающиеся понимают и осознают нравственные ценности, дают эмоциональную оценку разных событий, развивают умение слушать и слушать собеседника, уметь договариваться, находить компромиссы в тех или иных конфликтных ситуациях.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М. : Просвещение, 2012. 153 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 328 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Смысл, 2013. 486 с.
- Гарифулина Г.М., Минюк Т.В., Талапчук Г.И. Методические приемы для формирования УУД на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. №5. С. 27-29.
- Рудокова С.Г., Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников // Начальная школа. 2010. № 2. С. 23-28.