ПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

9 сентября 10:21

Общие характеристики понятия «развлечение» — это впечатление, удовольствие, положительные эмоции и проведение времени. Все эти характерные черты сопутствуют развлекательному процессу или являются его концом в независимости от формы его презентации. В широком смысле, продукт индустрии развлечений – это удовольствие и впечатление, которые получают при помощи развлечений, которые также можно назвать предметом обмена на в развлекательном сегменте рына услуг. В узком смысле – это услуги и товары, которые достаточны для удовлетворения потребностей в процессе и в целях развлечения. При исследовании подходов к определению индустрии развлечений становится понятно, что большинство трактовок представляют собой лишь перечисление всевозможных форм осуществления развлекательной деятельности. Однако подобное объяснение изучаемого понятия не направлено на разъяснение особенностей деятельности предприятий в индустрии развлечений, и не содержит в себе отражения тех потребностей, на которые это объяснение ориентировано. Принимая во внимание отмеченное выше, а также существование в мировой теории и практике развлечений подобных понятий, возможно понимание термина «индустрия развлечений» как взаимосвязанной системы предприятий и предпринимателей, предоставляющих все необходимые  для осуществления непосредственного процесса развлечения людей услуги и товары, то есть индустрия развлечений занимается созданием необходимых условий для дальнейшего развлечений [1, с. 106-107].

Также социологи дают индустрии развлечения следующие трактовки. Французский социолог Ж. Дюмазедье так определяет специфическое функциональное место развлечений в системе досуга: «…если отдых избавляет человека от усталости, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повседневности, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни» [2, c. 18]. Как считают исследователи экономического поведения, социологи  Пешина и Брулева, индустрия развлечений —  это сфера деятельности по организации досуга людей в специально изолированных от жилых помещениях или на специально оборудованных площадках без осуществления активной деятельности со стороны потребителей [3, c. 94]. Они выделяют следующие составляющие в индустрии развлечений.

Цель индустрии развлечений — создание условий для развлечений, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс потребления.

Задачи индустрии развлечений: создание реальных моделей развитии индустрии развлечений; правовая и экономическая регламентация данной деятельности; деэнергетизация; преодоление и исправление отрицательных последствий разобщенности людей; создание актуальных представлений о механизме воздействия образов индустрии развлечений на общественные ценности; измерение и оценка факторов, влияющих на развитие индустрии развлечений; разработка методического инструментария изучения индустрии развлечений.

Индустрия развлечений имеет следующие деятельностные характеристики: свободный выбор способа развлечения клиентом; неограниченный объём видов развлечений; предподготовка личности к  акту развлечения; частая смена развлечений; чередование развлечений с какой-либо другой занятостью; периодичность развлечений человека, согласованная с его жизненным циклом [4, с. 61]

Что касается личностно-эмоциональных черт, то можно сказать о следующих: смена эмоционального фона; тоска либо беспокойство заставляют прибегнуть к средствам развлечения, которые дают  индивиду радость и удовлетворение жизнью; заполнение свободного времени; рекреация.

Субъектами индустрии развлечений называют культурно-развлекательные комплексы (КРК), понимаемые как взаимосвязанный всеохватывающий комплекс услуг, оказываемых клиентам в индустрии развлечений.

Базовой для всей индустрии досуга социологи признают функцию, характерную для всех видов и направлений функционирования организаций и учреждений, работающих в данной сфере. Имеется в виду прежде всего гедонистическая (в технологическом смысле – функция управления впечатлениями), которую в теории социально-культурной деятельности именуют «функцией радости».

Гедонистическая функция – это «функция цели», поскольку центрирует  основные смысловые состаляющие досуговых форм. Осуществлению этой функции помогает организация игрового поведения, которое включается во все существующие формы  услуг, который могут предоставить агенты рынка развлечений, то есть активные организациями индустрии досуга. Они отличаются прямым вхождение клиента в специальную реальность, которая существует только внутри парка, кинотеатра или любого другого досугового центра. Игра является представлением главной поведенческой модели потребителя в этой отрасли индустрии, поскольку она отвечает на вопрос «Что делает потребитель во время проведения досуга, которые предлагает ему соответстующая индустрия?». Он играет и при помощи этого развивается как интеллектуально, так и эмоционально (через получение новых знаний и впечатлений), а также восстанавливает силы. Из этого складывается большое разнообразие функций индустрии досуга, которые определяют как типологию организаций или учреждений, так и выбор, генерализацию в качестве приоритетных тех или иных видов деятельности (по функциям) [5, с. 30]. Также среди функций выделяют: развивающую (функция совершенствования потребностей, функция продвижения способностей и дарований), познавательную (функция получения новых знаний об окружающем мире, функция обучения новым практикам, которые могут оказаться полезными), рекреационную (функция релаксации и снятия напряжения, функция восстановления сил), развлекательную (функция чередования видов деятельности), коммуникативная (функция установления новых социальных связей, функция преодоления барьеров в коммуникации) [5, c. 31].

Значимость развлечений для современного общества постоянно растёт, на чём часто акцентируются учёные. Некоторые культурологи в наши дни считают, что сегодня развлечения всё больше являются доминирующим двигателем и главной мотивацией к действию для современной цивилизации [6, с 84.] . Другие учёные утверждают, что пока рано говорить о главенствующей роли развлечений как основной тендции развития современного общества, но соглашаются с тем, что её значение стабильно увеличивается, и современной культуре необходимы ее социорегулятивные возможности. Это доказывает постоянно расширяющееся многообразие не только самих развлечений, но и их содержания, форм практической реализации. Также свидетельством выступает массовый характер участия людей в потреблении услуг в развлекательной индустрии [7; c. 113].

Исследование перспектив развития индустрия развлечений в мировой экономике, проведенное В.А. Стальной [20], дало основание для выделения четырех основных тенденций.

Первая тенденция — глобализация и укрупнение объектов мировой индустрии развлечений. «Тенденции глобализации привели к тому, что в настоящее время мировая развлекательная индустрия представлена не просто отдельными заведениями для нескольких видов развлечений, а целыми мегакомплексами, предоставляющими широкий спектр разнообразных услуг отдыха и развлечений… – от всевозможных шоу, показов мод, выставок, просмотра кинофильмов, спортивных состязаний до разнообразных спортивных и оздоровительных мероприятий. Кроме того, интеграционные процессы индустрии развлечений и туризма привели к возникновению крупных развлекательных географических центров и зон, привлекающих туристов из различных уголков планеты».

Вторая тенденция — сляние развлечений с другими видами деятельности. Рынок развлечений продолжает увеличиваться не только благодаря появлению новых чисто развлекательных форм, но и при помощии проникновения развлекательного компонента в другие нвиды деятельности, ранее никак не связанными с развлечениями.

Третья тенденция — тематизация (theming – концептуализация) объектов развлекательного рынка. Сегодня для привлечения клиентской базы недостаточно обеспечивать как можно большее количество различных форм развлечений форм и отдыха – необходимо чем-то выделяться на фоне остальных. В качестве способа создания характерного образа для современного развлекательного центраа выступает тематизация (концептуализация) – theming – выбор единой тематики и использование ее как в оформлении, так и в названиях центра.

Четвёртая тенденция — перенос развлекательной индустрии в виртуальное пространство. Появление цифровых мультимедийных данных открыло новый эвек индустрии развлечений.

В связи с этим следует признать актуальным и верным утверждение В.А. Стальной о том, что развлекательная индустрия, в самом широком понимании её деятельности, продаёт не только сами услуги, но и эмоции: удовольствие, впечатление, которыми обмениваются участниками на развлекательном рынке. В узком смысле – это услуги и товары, которые полностью восполняют потребность в в процессе и в целях развлечения [2, c. 22]. Руководствуюсь этим утверждением, можно заключить: в развитии мировой индустрии развлечений главенствует направление диффузии потребностей для получения новых впечатлений и форм удовлетворения этих потребностей. Также в современной массовой культуре наблюдается усиление такой тенденции, как руководство формированием развлекательных потребностей, что перестает быть только частью маркетинговых стратегий предприятий индустрии развлечений, но постепенно становится частью процессов интеграции социума и унификации культурных практик.

 

Библиографический список:

1.Путинцева А.Э./Пиар в продвижении услуг развлечений. Вестник науки и образования. Экономика и бизнес. 2018. №6. С.106-107

2.Стальная В.А./Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции перспективы развития. Российский внешнеэкономический вестник. Экономика и бизнес. 2009. №3. С.17-24

3.Пешина Э.В., Брулев А.С./Теоретические положения индустрии развлечений в обществе потребления. Journal of new economy. Экономика и бизнес. 2011. №6. С. 90-95

4.Туризм и гостиничное хозяйство: учебник/ под ред. А.Д.Чудновского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юркнига, 2005.

5.Ярошенко Н.Н. Воспитательный потенциал современной индустрии развлечений/Вестник культуры и искусств. Социология. 2015. С 28-35.

6.Понукалина, О.В. Развлечения в контексте современной массовой культуры // Вопросы культурологии. 2010. № 10. С. 84.

7.Ярошенко Н.Н.Индустрия развлечений в пространстве современны духовных практик/Международный журнал исследований культуры. Культура. Культурология. 2017. С 112-122.