По данным статистических отчетов МВД РФ наблюдается омоложение преступности — на фоне общего снижения уровня преступности несовершеннолетних отмечается рост числа преступлений в группе 14-15 лет. По состоянию с января по октябрь 2019 г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляет 63 770, а за 2018 г. — 79 660. При этом более чем на 5% увеличилось число тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.
На 41% возросло количество деяний, совершенных против жизни и здоровья, что составило 6,9 % от общего числа. Из них более чем в два раза увеличилось умышленное причинение тяжкого вреда здоровью[1].
В связи с вышеизложенным представляет интерес вопрос о современных тенденциях в развитии насильственной преступности несовершеннолетних, в частности, о ее состоянии и детерминации, что может основать предпосылки для корректирования мер борьбы с похожими криминальными проявлениями несовершеннолетних.
Детерминацию неблагоприятных тенденций в состоянии насильственной преступности несовершеннолетних необходимо искать, прежде всего, в объективных причинах формирования у них насильственной модели поведения.
Тенденция к совершению насильственных преступлений несовершеннолетними изучается как психологами, так и криминологами, однако обе стороны единодушны в том, что основой ее зарождения является именно воспитание в семье, при дефектах социализации.
К основным детерминантам, которые толкают несовершеннолетнего к совершению насильственных преступлений, обычно относят психологическую атмосферу в семье: скандалы, драки, жестокость. Часто в таких семьях ребенку не уделяется внимание, никто особо не занимается его воспитанием[2].
Объективными причинами и условиями семейной десоциализации выступают алкоголизм; материальное неблагополучие; аморальное поведение, неполные семьи; отсутствие денег у родителей; вовлечение своих детей в попрошайничество, проституцию или пьянство[3].
Семейное неблагополучие может способствовать неправильному формированию личности, способствуя выработке отрицательных интересов, потребностей, моделей поведения, а также являться ситуативным обстоятельством, которое провоцирует противоправное поведение одних членов семьи к другим. Моральная ущербность обычно бывает в семьях, где отсутствует благоприятный эмоциональный фон и одобряется антиобщественное поведение, т.е. у ребенка формируются ценности, которые противоречат общественным и моральным нормам.
Также довольно значимым для формирования насильственного типа личности у несовершеннолетнего выступает влияние школы.
Отрицательное воздействие школы может проявляться в недостатках разнообразных видов воспитания: нравственного, правового, эстетического, физического. Это, к примеру, применение ошибочных методов и неправильных форм воспитания, подмена мер воспитания чистым администрированием, отсутствие практики употребления индивидуального подхода к детям, игнорирование специфик детской психики, подавление инициативы и самостоятельности учеников.
Также важна и среда общения несовершеннолетнего. Так, довольно благополучный ребенок, который оказался в группе ровесников с девиантным поведением, может проявить акт насилия, чтобы утвердиться в коллективе.
Среди иных факторов большую роль играет в последнее время массовая культура, которая через фильмы и компьютерные игры прививает ребенку агрессивную, жестокую модель поведения.
Российские и зарубежные исследования психологов показали, что у несовершеннолетних, увлекающихся агрессивными компьютерными играми обнаружено выделение у них характерных личностных переменных, которые с большой вероятностью могут являться факторами, которые формируют затем мотивацию преступного поведения подростков[4]. Психологами выделяются такие характеристики у данной категории детей, как повышенная агрессия, психопатия, тревожность, нарушение общения.
При этом, дискуссионным является вопрос о деструктивном личность несовершеннолетнего под влиянием игр, которые содержат сцены насилия, или, наоборот, такие игры помогают выплеснуть агрессию. Вероятно, возможно и то, и другое, для разных типов и категорий детей. Однако, полагаем, что назвать компьютерные игры абсолютно безопасными в формировании личности точно нельзя.
То же следует сказать и о фильмах со сценами насилия. Такие сцены могут оказывать положительное воздействие, так как могут снимать напряжение. Подросток выплескивает собственную агрессию в процессе просмотра фильма, а не в социуме, оттого его тяжелее вывести из себя, и он не склонен к совершению преступлений. Но, просмотр может и спровоцировать подобную агрессию в реальном мире, подросток с неустоявшейся психикой может опробовать, то, что он увидел в фильме в реальном мире. Ряд исследователей предполагает, что то или иное поведение напрямую зависит от акцентуации характера, или особенностей психики[5].
В связи с этим стоит отметить, что в любом случае обильный просмотр подобных фильмов, так и компьютерные игры не воздействуют положительно на психику подростка, поэтому для того, чтобы данные вещи не выливались в насильственную преступность, необходим контроль времени проведения ребенком за компьютером и за просмотром фильмов подобного содержания. Полный запрет на подобные действия не имеет смысла, а вот реальное ограничение во времени может способствовать положительным результатам и возможно снижению опасности насильственных преступлений.
Также очевидна и актуальность последующего углубленного исследования влияний компьютерного игрового пространства и просмотра фильмов со сценами насилия на формирование психики несовершеннолетних в аспекте формирования у них факторов совершения насильственных преступлений.
Список использованной литературы
- Алексеева Е. А., Абдулин Р. С. Криминология: особенная часть (отдельные вопросы): учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. – 130 с.
- Алексеева Е. А., Некурящих И. И. К вопросу о криминогенном потенциале насилия в кинематографе и его влиянии на уровень агрессии несовершеннолетних // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №1 (40). С. 33 — 36.
- Алексеева Е. А., Чуенко О. А. Детерминация преступности несовершеннолетних поведением лиц старшего возраста // Актуальные проблемы правового обеспечения национальной безопасности в России. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Л. Н. Чертова, О. И. Филонова. – Курган, 2019. – С. 11 – 15.
- Состояние преступности в России за январь — декабрь 2018 г., за январь – октябрь 2019 г. – Официальный сайт МВД. URL: https://МВД.РФ/. (дата обращения 12.12.2019).
- Белоусов А.Д. К вопросу о влиянии компьютерных игр на преступное поведение несовершеннолетних // Административное право и процесс. – – № 6. – С. 13 – 15.
- Буз С. И. Понятие и основные криминологические характеристики насильственных преступлений в современной России // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2017. – № 3 (37). – С. 8 – 11.
[1] Состояние преступности в России за январь — декабрь 2018 г., за январь – октябрь 2019 г. – Официальный сайт МВД РФ. URL: https: //МВД.РФ/. (дата обращения 12.12.2019).
[2] Алексеева Е. А., Абдулин Р. С. Криминология: особенная часть (отдельные вопросы): учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. — С. 71.
[3] Алексеева Е. А., Чуенко О. А. Детерминация преступности несовершеннолетних поведением лиц старшего возраста // Актуальные проблемы правового обеспечения национальной безопасности в России. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. Л. Н. Чертова, О. И. Филонова. 2019. – Курган. — С. 14.
[4] Белоусов А.Д. К вопросу о влиянии компьютерных игр на преступное поведение несовершеннолетних // Административное право и процесс. – 2007. — № 6. – С. 14.
[5] Алексеева Е. А., Некурящих И. И. К вопросу о криминогенном потенциале насилия в кинематографе и его влиянии на уровень агрессии несовершеннолетних // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №1 (40). – С. 35.