Этнокультурное брендирование в Республике Бурятия: есть ли залог гражданской солидарности?

17 января 8:40

В течение последних десяти лет в Республике Бурятия, вслед за многими российскими регионами, наблюдаются заметные изменения в продвижении этнокультурных проектов. В нашем исследовании эксперты выразили спектр проблемных ситуаций в сфере этнокультуры Бурятии. По мнению половины опрошенных специалистов в области межэтнических отношений в Республике Бурятия, само качество поддержки этнокультурных проектов со стороны Правительства республики, коммерческих организаций, общественных фондов среднее (52,78% ответивших). В виду малой доли бюджетного финансирования в области культуры, спорадического внимания со стороны коммерческих структур не только к конкретным событиям, но и регулярной помощи культурным учреждениям: школам искусств, библиотекам, творческим центрам и т.д., степень поддержки была оценена как низкая четвертью экспертов (24,07%). Лишь 11,11% экспертов определили, что помощи вполне достаточно.

Для определения наиболее важных способов популяризации традиционных этнических культур экспертам было предложено оценить ряд различных действий. Ниже дан рейтинг распределившихся ответов.

Таблица 1

«Какие бы Вы могли указать наиболее важные способы популяризации традиционных этнических культур?»

Ответы

% ответивших

ранг

Развитие туристических маршрутов этнорелигиозного и исторического направлений

69,09%

I

Создание этнокультурного парка отдыха с народными играми

49,09%

II

Внедрение информационных систем, электронных карт, электронных приложений, посвященных истории и культуре народов РБ

42,73%

III

Проведение конкурсов в общеобразовательных школах, школьное радио, телевидение на русском, бурятском, эвенкийском языках

40,91%

IV

Развитие системы дошкольного обучения с национальным компонентом

39,09%

V

Развитие сферы национального общепита

38,18%

VI

Регулярный обмен опытом с полиэтническими регионами РФ

28,18%

VII

Поддержка и распространение медийной продукции и атрибутики, посвященной этническим культурам

28,18%

VIII

Развитие национального кинематографа

23,64%

IX

Выпуск современных обучающих материалов на языках народов РБ

19,09%

X

Проведение фестивалей этнической моды и дизайна

15,45%

XI

 

Как видим, из полученных ответов можно судить, что лидирующее место среди направлений развития традиционной культуры занимает этнотуризм. Для представителей монголоязычных народов, Китая Бурятия является своеобразным мостом их исторических контактов на территории Забайкалья. И не случайно, такие фестивали как «Алтаргана», фестиваль баргутов, фестиваль гуннской культуры, Ночь ехора, Глобальный ехор и др. украшают город многоцветием этнографических костюмов, музыкальных и хореографических форм, не похожих ни на один регион в России. Большой интерес у путешественников из западной части России представляют этнотуры, посещение сакральных мест, этнокомплексов, этнодеревень, в которых можно приобщиться к традициям народов Бурятии, испробовать национальную кухню, пожить в аутентичном жилище. Этнографический туризм чрезвычайно важен и для внутреннего потребителя, наиболее чуткими по восприятию этого продукта являются дети. Экспертами было отмечено, что молодежная аудитория чрезвычайно нуждается в расширении познавательного туризма, активизации современных этноплощадок для детей. Существенным противоречием в продвижении традиционных этнических культур, которое отметили эксперты, является отсутствие полного цикла от идеи к воплощению. Проектировщиками предлагаются крайне интересные и новаторские идеи, но в отсутствии должных знаний маркетинга, они пробуксовывают. Востребована постоянная дискуссионная площадка для обсуждения творческих идей, координация ядерных групп проектировщиков, спонсоров, поддержка талантливой молодежи, поощрение гражданских групп активистов и реализация грантовых программ.

Широкие информационные кампании, направленные на формирование позитивного образа этнического многообразия в Бурятии определяются экспертами в 40,91% случаях. Ведущими трансляторами межэтнической политики в области культуры являются телевидение и интернет. История, религия, национальное искусство и литература неравномерно представлены на местном телевидении в новостных материалах и специальных репортажах.

В информационном поле Бурятии, сложившемся со времен первого президента РБ Потапова Л.В. становился дискурс полиэтничного региона, заимствованный от концепции «дружбы народов». Длительное время в общественном мнении Бурятии утверждался дискурс «самой толерантной республики», содержание которого имеет истоки от сложившихся многовековых традиций межэтнического общения, а также советской политики и идеологии интернационализма, концептов братства и «дружбы народов». В постсоветское время данная риторика сохранялась в форме вторичных утверждений, таких, например, как фраза, вошедшая в Концепцию Государственной национальной политики Республики Бурятия, утверждённой Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.09.1997 при первом Президенте РБ Л.В.Потапове: «Коренные (аборигенные) народы — буряты, эвенки, сойоты на протяжении трех с половиной веков живут вместе с русскими на земле вокруг Байкала мирно, по-соседски, совместно осваивают природные богатства края, обмениваясь трудовым опытом и помогая друг другу»[1]. К 90-летию Республики Бурятия (2013г.) вводился органами государственной власти РБ официальный слоган «самой толерантной республики»[2]. В настоящее время он сменился термином «территория согласия». И хотя с таким же успехом и смыслом можно найти утверждения о Нижегородской области, о том, что она является территорией мира и согласия или о Якутии, действительно, по данным социологических исследований, на протяжении десятилетий, фиксируется спокойный, неконфликтный характер взаимоотношений между народами Бурятии[3].

         Формализация форумных событий действительно приводит к определённой «театрализации» самого общества, где действующими лицами выступают публика, в частности, сообщество горожан, а за кулисами регламентируют порядок проводимых мероприятий этнические антрепренёры – национально-культурные центры, чья деятельность в стабилизации межнациональных отношений экспертами заняла пятое место в ранговых позициях – 38,18% ответивших. НКЦ, в свою очередь, напрямую зависят от администрирования и финансирования региональных властей. Как констатируют этнополитологи Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В., «не имея реальных возможностей решать существующие проблемы, институты этнополитики пытаются демонстрировать свою эффективность путём ориентации на наименее сложную сферу деятельности — организацию различных фольклорно-фестивальных мероприятий. Тем самым смысл национальной политики искажается… Они поддерживают меры, направленные не на укрепление интеграции российского общества и гражданской солидарности россиян, а вкладывают деньги в акции и мероприятия, способствующие углублению культурных границ между различными сегментами российского общества. Отсюда появляются этнические конкурсы красоты, этнические спортивные турниры, этническое искусство, этническая мода, этническая религия и т. д. и т. п. »[4]. Возможно, в данном определении кроется причина неудовлетворённости экспертами тех мер, которые предпринимают региональные органы власти по межнациональному согласию.

        

Литература

  1. Бурятия – самая толерантная республика в Российской Федерации, так считает В.Наговицын. [Электронный ресурс]. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=4&tx_ttnews[tt_news]=29125 (дата обращения 04.07.2017).
  2. Законодательство и практика регулирования прав национальных меньшинств в субъектах России // Центр этнополитических и региональных исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.indem.ru/Ceprs/Minorities/index.htm (дата обращения 04.07.2017).
  1. Межнациональные и конфессиональные вопросы Бурятии в свете общественного мнения : (по материалам прикладных социологических исследований 2005 и 2007 гг.) / [Ц. Б. Будаева [и др.] ; науч. ред. А. А. Елаев] ; Ком. по межнац. отношениям и развитию граждан. инициатив администрации президента и правительства Респ. Бурятии. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та , 2008. – 125 с.
  2. Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В. Этнополитика в современной России: политические практики и институциональные ресурсы управления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №3. С.167–

 

[1] Законодательство и практика регулирования прав национальных меньшинств в субъектах России // Центр этнополитических и региональных исследований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.indem.ru/Ceprs/Minorities/index.htm (дата обращения 04.07.2017).

[2] Бурятия – самая толерантная республика в Российской Федерации, так считает В.Наговицын. [Электронный ресурс]. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=4&tx_ttnews[tt_news]=29125 (дата обращения 04.07.2017).

[3] Межнациональные и конфессиональные вопросы Бурятии в свете общественного мнения : (по материалам прикладных социологических исследований 2005 и 2007 гг.) / [Ц. Б. Будаева [и др.] ; науч. ред. А. А. Елаев] ; Ком. по межнац. отношениям и развитию граждан. инициатив администрации президента и правительства Респ. Бурятии. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та , 2008. с.39-40.

[4] Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Шилов Н.В. Этнополитика в современной России: политические практики и институциональные ресурсы управления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №3. С.182.