МЕСТО ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

13 апреля 4:56

В ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что образование единой системы исполнительной власти в РФ должно основываться на целостности и взаимосвязанности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта федерации.

Систему исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. В нее входит федеральный орган исполнительной власти, а также органы субъектов РФ в пределах ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения РФ и её субъектов. Намеченные перед Правительством цели и задачи не могут быть оптимальным образом решены только самим Правительством. В данном случае необходима согласованность между Правительством и органами исполнительной власти. В процессе реализации своей компетенции Правительство РФ взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, которыми руководствуются сам Президент РФ, вступает в различные взаимоотношения с федеральными органами управленческого характера, и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих свою деятельность в рамках совместного ведения РФ и её субъектов. Согласно Конституции Президент назначает главу Правительства, но только с одобрением депутатов Государственной Думы. Как у Президента, так и у Правительства закреплены соответсвующие функции на законодательном уровне. На практике же это приводит к появлению различного вида несоответствий и сложностей, требующих законодательного решения. Исходя из вышесказанного, непонятно, к примеру, какая мера ответственности лежит на Правительстве РФ по «политическому» и «силовому» блоку министерств и ведомств, которые находятся на прямом подчинении у Президента РФ. На данный момент, в организации федеральной исполнительной власти нет чёткого разграничения полномочий между Правительством и Президентом. Согласно статьям 78, 86, 87, 112 Конституции РФ, Президент руководит в сфере исполнительной, а также принимает в ней решения: формирование Правительства РФ, определение политического курса, организация структуры федеральных органов исполнительной власти и контролирование их деятельности. И в этом случае, за Правительством остается лишь функции по руководству социально-экономическим блоком федеральных органов исполнительной власти. Из чего создается впечатление, что роль Правительства по вопросам формирования органов исполнительной власти носит второстепенный характер.

Для наглядности стоит отметить, что первоначальная редакция ФКЗ «О Правительстве» предусматривала, что систему исполнительной власти необходимо урегулировать на уровне ФЗ, а структуру на уровне Указа Президента. После принятия ФКЗ «О Правительстве» выходит Указ Президента, который устанавливает не только структуру, но и систему. После этого отменяется ст. 5 ФКЗ, поскольку Указ Президента противоречил ФКЗ. Также в существующей конституционной норме говорится, что « Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации», это значит, что «отставка Правительства по решению Президента РФ не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (например, предупреждение об отставке и т. д.).  Отставка Правительства может быть осуществлена в любое время, и не зависит от отношения парламента деятельности Правительства», также и «…отставка Правительства может произойти и по воле самого Президента РФ. Во время принятия этого решения, Президент не обременён никакими правовыми условиями.

Правительство РФ во время установления порядка создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти учитывает права и законные интересы органов исполнительной власти регионов, а также необходимость в обеспечении эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов. Исходя из действующего законодательства, можно выделить три формы в системе взаимодействия Правительства с другими органами исполнительной власти: руководство, координация и контроль. Реализация руководства осуществляется через направление и объединение деятельности всех подведомственных органов власти или хозяйствующих субъектов, это значит, что управление осуществляется с помощью подведомственных органов исполнительной власти, государственных органов, , учреждений, предприятий, через утверждение порядка создания и деятельности территориальных органов и т. д. Реализация руководящей роли Правительства осуществляется за счёт утверждения положений о федеральных министерствах, деятельностью которых она руководит, издание правовых актов, в которых даются конкретные указания органам исполнительной власти и подведомственных организациям, учреждениям, предприятиям, определения порядка создания и организации территориальных органов власти, подведомственных Правительству, отмены правовых актов федеральных органов исполнительной власти или постановление их действий и т. д.

Статьей №12 ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» регламентированы правовые основы руководства Правительством федеральными органами исполнительной власти и контроля их деятельности, то есть Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Тем самым, федеральные органы исполнительной власти должны подчиняться Правительству РФ и нести ответственность за исполнение порученных задач.

Следующей формой в системе взаимодействия является координация. Традиционно её рассматривают, как специфический вид государственной деятельности, выражающийся в обеспечении единства действий органов исполнительной власти для лучшего выполнения намеченных целей или осуществление единого направления деятельности в какой-либо сфере или отрасли. Традиционно, координацию рассматривают как управленческую деятельность, осуществляемая по отношению к подчинённым объектам управления, и не затрагивающая их оперативной самостоятельности. К примеру, координация может проявляться в нормативном регулировании, в применении мер разрешительного характера, в согласовании или методическом руководстве. В ст. 43 вышеупомянутого ФКЗ установлено, что Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в целях сочетания интересов РФ и ее субъектов.

Также стоит отметить, что согласно статье №44 ФКЗ от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» к числу важнейших функций Правительства Российской Федерации относится организация исполнения Конституции РФ, текущего законодательства и указов Президента РФ, а также заключенных Российской Федерацией международны договоров;  контролирование исполнения этих нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; принятие мер по устранению допущенных нарушений. К функциям Правительства Российской Федерации относится не только контролирование работы федеральных органов  исполнительной власти, но и деятельность всех других элементов системы органов исполнительной власти, а также урегулирование вытекает из задачи Правительства РФ обеспечить согласованную, взаимосвязанную деятельность всех составляющих элементов единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации.

Подводя итоги, стоит сказать, что Правительство России занимает главенствующее место и играет важнейшую роль в системе исполнительной власти. Но и в то же время, существуют пробелы в организации деятельности и не выработаны четкие разграничения в функционировании Правительства и Президента. Необходимо выполнение требований Конституции с помощью принятия специального ФКЗ «О системе и структуре органов исполнительной власти», в котором четко регламентировать порядок и критерии организации и ликвидации органов исполнительной власти, установить принцип независимости и самостоятельности функционирования этих органов, выделить федеральные службы из подчинения федеральных министерств. Также, исходя из анализа действующего законодательства, Президент руководит блоком «силовых министерств и ведомств», тем самым имея существенные рычаги политического влияния на Правительство РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 декабря 1997г. — №51. — Ст.5712.
  3. Конджакулян К.М. Исторические аспекты становления и развития исполнительной власти в Российской Федерации (Сравнительно-правовой анализ). // Российское государствоведение. № 3. 2015
  4. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты  государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. № 12. 2014.
  5. Конджакулян К.М. Бицефальная система исполнительной власти: Сравнительно-правовое исследование // Закон и право, № 5, 2014
  6. Конджакулян К.М. Исполнительная власть и институт президентства: вопросы соотношения. М.: Юрлитинформ, 2013.
  7. Конджакулян К.М. Роль Правительства в системе формирования рационального информационного общества // Инновационное развитие российской экономики, материалы конференции. 2014.