В последнее время нарастает ряд многочисленных психологических проблем, связанных с развитием личности и её жизнедеятельностью. Наиболее ярко это наблюдается среди подростков.
Особенности поведения, которого заставляют задаваться разными вопросами педагогов, психологов, ученых-исследователей, философов. А именно, не теряющим актуальность вопросом является нахождению личностью себя, своего «Я». Личностная идентичность еще в XX веке означало как результат проживания кризиса подросткового возраста в работах Э. Эриксона. Однако в сегодняшнем ритме развития разных сфер общественных отношений, быстро распространяющаяся информатизация, внедрение многих инноваций дают стремительный ритм жизни, создают чрезмерное пространство реализации своих возможностей. И от этого некоторым подросткам порой сложно найти себя. Вследствие этого, педагогам и психологам сложно находить самых эффективных методов, формы организации деятельности во всех сферах [1, c. 688].
Исследования явления социальной идентичности проводили представители различных направлений: психоанализ, символический интеракционизм, бихевиоризм, когнитивный и конструкционистский подходы. Но впервые данное понятие было введено в трудах Э. Эриксона в 1968 году, где идентичность считается как самая важная характеристика целостности личности [2].
По утверждению Э. Эриксона, подросток не достигший идентичности, проходит кризис идентичности. Симптомы кризиса идентичности: депрессивность, неприспособленность к жизни, отсутствие мотивации к учебе и выбрать будущую профессию [4].
Идентичность основывает у человека чувство устойчивости и постоянность своего “Я”, вопреки тех изменений, которые происходят с человеком в процессе его развития. Кризис идентичности появляется при переходе от одной формы идентичности к другой. Первая форма идентичности образуется в юношеском возрасте. Этот период носит самый глубокий жизненный кризис. К этому кризису ведут три линии развития: резкий физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и обеспокоенность тем, “как я выгляжу в глазах других”, потребность найти свое предназначение в этом мире [3, c. 293].
Еще один канадский исследователь Джеймс Марша в 1996 году предоставил четыре этапа развития идентичности, устанавливаемые уровнем профессионального, политического и религиозного самоопределения подрастающего поколения:
- Этап “Сомнительная, размытая идентичность” характеризуется тем, что человек еще не определил каких-нибудь точных убеждений, не выбрал карьеру и не столкнулся с кризисом идентичности.
- Этап “Ранняя, преждевременная идентификация” это когда, индивид вписался в соответствующую систему отношений, но сделал это не он сам, а в результате пережитого кризиса, то он на основе чужих мнений, следует чужому примеру и авторитету.
- Для этапа “Моратория” свойственно то, что индивид состоит в процессе нормативного кризиса самоопределения. Выбирает из многих вариантов развития только тот единственный, который может принимать своим.
- На этапе добившейся, “зрелой идентичности” кризис завершается. Человек переступил от поиска себя к практической самореализации [4]
Таким образом, подросток с нечеткой идентичности может вступить в стадию моратория и потом приобрести зрелой идентичности. Так же может безвозвратно остаться на уровне размытой идентичности. Или отказавшись от выбора и самоопределения по пути досрочной идентификации. Заодно с этим, понятие “зрелой идентичности” и сами его меры неопределенны, потому что свойства индивидуального развития обуславливаются от многочисленных факторов. Довольно важное значение для образованья идентичности имеет социальная среда.
В последние десятилетия в нашей стране это согласовано с тем, что быстрое изменение социальной ситуации, разрушило идентичность взрослых людей, что отразилось и на подрастающем поколении.
Литература:
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
- Малеев А. Л. Особенности становления социальной идентичности в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20377687 . Дата обращения (16.12.2019).
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 289 с.
- Хрусталева В. В. Особенности социальной идентичности подростков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpsu.ru/sites/default/ files/files/pub/actual_probl_n4_14site.pdf. Дата обращения (16.12.2019). Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. 2e изд. М.: Флинта: 2006. — 352 с.
References:
- Myers D. Social Psychology. — St. Petersburg: Peter, 2000 .— 688 p.
- Maleev A. L. Features of the formation of social identity in adolescence. [Electronic resource]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20377687. Date of appeal (12.16.2019).
- Rubinstein S. L. Fundamentals of General Psychology. — St. Petersburg: Peter, 2000 .— 688 p.
- Khrustaleva VV Features of the social identity of adolescents. [Electronic resource]. URL: http://www.mpsu.ru/sites/default/ files / files / pub / actual_probl_n4_14site.pdf. Date of appeal (12.16.2019). Erickson E. Identity: Youth and Crisis: Per. from English / total ed. and foreword. A.V. Tolstykh. 2nded.M.:Flint:2006.—352p.