Отношение к эвтаназии в исламе, христианстве и буддизме

16 декабря 6:54

Жизнь человека – главная ценность современной цивилизации. И в связи с этим особенно остро ставятся вопросы, которые так или иначе ее касаются. К числу таких актуальных проблем относится эвтаназия,  к которой на сегодняшний день сложилось неоднозначное отношение.

Медицинское вмешательство в человеческую  жизнь с каждым десятилетием увеличивается.  Порой медицина касается тех аспектов человеческой жизни, которые стоят на границе между допустимым и недопустимым, тем самым как бы стирая между ними грань. И эвтаназия – один из примеров подобного вмешательства.

Следует различать активную и пассивную эвтаназию. Активная эвтаназия – это преднамеренные действия с целью ускорить уход из жизни больного. Пассивная – это отказ от необходимых для жизни лечения, вследствие чего смерть наступает естественным путем.

Но что насчет мировых религий? Какое отношение к эвтаназии в исламе, христианстве и буддизме?

На конференции по исламской организации медицины помимо неоднозначных вопросов о суррогатном материнстве, абортах и биологических опытах был поднят вопрос об эвтаназии. И итог очевиден исходя  из цитаты в Исламском кодексе медицинской этики: «Убийство из милосердия, также как и суицид, найдет поддержку только в атеистическом образе мышления, полагающем, что после нашей земной жизни следует пустота». Да, ислам категоричен по отношению к «легкой смерти», но почему?

Эвтаназия является прямым посягательством на понятие всего святого, она оскверняет и жизнь, и смерть. Человек, совершая ее, отвергает самого Всевышнего. Для последователей ислама человек должен уходить из жизни только тогда, когда смерть послана Аллахом и таким образом, каким это Ему угодно.

С точки зрения законов ислама, если применяется препарат, который вызывает скорую смерть, или тяжелобольного лишают всего, в чем он нуждается для продолжения жизни, или специально не проводится реанимация, которая была бы способна помочь ему прийти в себя, то данный уход из жизни расценивается как убийство, а в некоторых случаях и как самоубийство. А в Священном Коране говорится: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах необычайно Милостив к вам». Таким образом, любой пациент может отказаться от медикаментозного лечения, но просьба ускорить смерть —  совершенно другое дело.

Человеческая жизнь – ценность, которую необходимо оберегать и сохранять, несмотря на какие-либо обстоятельства. Понятие «оправдание смерти во избежание страданий» совершенно недопустимо в мусульманских канонах. Болезнь, по исламу, — испытание или же искупление греха. И мусульманин обязан лечиться от посланных ему болезней. В случае, когда лечение продлило бы жизнь больному всего лишь на короткое время, ему позволяют умереть. Это считается допустимым. Неизлечимому пациенту дают спокойно уйти из жизни естественным образом.

Таким образом, ислам по отношению к «легкой» смерти имеет четкую позицию. Священный Коран и предания не допускают разговоров о возможности разрешения эвтаназии в любых ее вариантах.

Для христианства искусственное прерывание жизни – это тяжелейший грех, потому что один человек совершает убийство второго. Только Бог вправе решать, кому нужно жить, а кому умереть. Люди не сами родились, поэтому самим умереть им не дозволено. Старость – это время покаяния, слез, молитв и передачи опыта новому поколению, так считает православная церковь.

Христианство не приемлет распространения этого деяния, придерживаясь очень важной заповеди Господа «не убей». Церковь по этическим нормам отрицает распространение эвтаназии, которая набрала известность в современном мире. Таинство смерти рассматривается как печальное событие бытия. На сегодняшний день эвтаназия является своеуправным, отрицающим могущество Бога, ликвидацией человека, его телесной оболочки. Приверженцы эвтаназии повествуют о сочувствии, сопереживании, лёгкости тяжелых страданий, но если рассматривать эту тему глубже, то все эти понятия полностью изменяются.

Каждый из нас должен понимать глубину и всю тайну бытия, скрытую от разума, а не придерживаться поверхностных суждений сторонников эвтаназии. Человек, который жаждет об эвтаназии, хочет проникнуться нашим сочувствием и желанием находиться рядом с ним. Врачи с древних времён проявляют милосердие к своим пациентам, а они к тем проявляют уважение и доверие. Разрешение эвтаназии полностью разрушит науку врачевания. 

Эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога… Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм.

Такое деяние, как эвтаназия, буддизм рассматривает с двух позиций: того, кто хочет умереть и того, кто помогает первому это сделать.

К человеку, помогающему совершить данное действие буддизм относится исключительно отрицательно: буддист не имеет право прерывать жизнь другого человека, так как это негативно отразится на карме помогающего. Такое действие помешает человеку узреть истину и при его перерождении он может переродиться не в человека или животного, а в нечто более примитивное или негативное.

К тому, кто намерен умереть осознанно, буддизм также относится негативно. Считается, что данный человек является самоубийцей, который также не сможет достичь просветления.

Но мы знаем, что в современном мире чаще всего вопрос об эвтаназии встаёт по причине невозможности нормального существования человека из-за травмы или болезни. Что нам говорит об этом Буддизм?

Ведь следуя догмам пути Будды, жизнь и есть истинное страдание и единственный верный способ остановить его – создать правильное состояние разума человека, правильный взгляд на вселенную. Для этого изначально нужно быть живым. Самоубийцы лишают себя возможности просветлеть в этом мире, чтобы остаться в вечности и больше не перерождаться.

В заключение стоит сказать, что вопрос о том, стоит ли все-таки легализовать эвтаназию или нет, остается открытым. Единственное, что неоспоримо и о чем говорится во всех религиях,- ценность человеческой жизни, и что к ней необходимо относится с особой осторожностью.

Список литературы:

  1. 1.Ожегов, Сергей Иванович [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 10326782, сохран. в 16:02 UTC 4 августа 2008 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2008. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/?oldid=10326782 (дата обращения: 29.11.2019)
  2. Исламский кодекс медицинской этики. – Кувейт, 1981. – С. 65. (дата обращения: 29.11.2019).
  3. Толкование Священного Корана Абд ар-Рахмана бин Насира ас-Саади Пер. Кулиев Э. – М.:Умма, 2010.-С.160
  4. Библия. Н. 3. Евангелие от Марка. Евангелие от Иоанна. Послание к римлянам. Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. — СПб.: Б. и., 1997. — 143 с.; 22 см. — ISBN 5–85733–091–1 (В пер.): Б. ц., 1500 экз. (дата обращения: 29.11.2019)
  5. Кирилл, митр. Вступительное слово // Основы социальной концепции русской православной церкви — С.10 (дата обращения: 29.11.2019)
  6. Старец Ефрем Афонский. Моя жизнь со Старцем Иосфиом // «Искусственное спасение» — 2006 с. 5 (дата обращения: 29.11.2019)
  7. Библия. Н. 3. Евангелие от Марка. Евангелие от Иоанна. Послание к римлянам. Апокалипсис :Пер. / Славян, библейский фонд. — СПб.: Б. и., 1997. — 143 с.; 22 см. — ISBN 5–85733–091–1 (В пер.): Б. ц., 1500 экз. (дата обращения: 29.11.2