Целью исследования послужило изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей сотрудников и показателей эффективности управленческой деятельности руководителя. Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности руководителя. Предмет: эффективность управленческой деятельности и ее связь с индивидуально — психологическими особенностями личности руководителя. Гипотезой исследования является предположение о том, что индивидуально-психологические особенности взаимосвязаны с показателями эффективности управленческой деятельности руководителя на предприятии.
Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики [7,8]: Самооценка биполярной эффективности руководителя; Экспертная оценка эффективности; диагностика профессиональной компетентности и эффективности; опросник Г. Айзенка; 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Исследование проводилось на базе акционерного общества научно-производственного предприятия города Брянска. Испытуемыми выступили сотрудники, имеющие должности руководителей структурных подразделений компании. Объединенная выборка составила 16 человек. Возраст варьирования от 30 до 53 лет.
Для выявления у руководителей эффективности управления мы провели диагностику с помощью опросника «Самооценка биполярной эффективности руководителя». Получили следующие результаты (рис.1).
Рис.1 Гистограмма биполярной эффективности руководителей
У всех руководителей отмечается высокий управленческий потенциал, однако у каждого руководителя выявлены слабые места, над которыми необходимо работать. На показатели могут влиять индивидуально психологические особенности, недостаток опыта, сверхурочная работа, нехватка возможности отдохнуть, страх потери авторитета.
Далее с помощью методики «Экспертная оценка эффективности» были рассмотрены факторы эффективности руководителей организации. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2. Диаграмма эффективности управления
Большая часть сотрудников 50% занимающих руководящие должности, обладают управленческими способностями, стратегическим мышлением, умеют пользоваться авторитетом и властью, стремятся к личностному росту, применяют эффективные стратегии в решении управленческих задач. Следующие 31% испытуемых имеют все возможности повысить свою эффективность. Так же у 19% руководителей эффективность руководителя еще недостаточна. Зачастую такие показатели у сотрудников, которые стараются избегать инноваций, не умеющих мотивировать работников, невнимательно относящиеся к мнению исполнителей.
С помощью методики «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности» мы изучили отношение руководителей к предприятию и оценили профессиональную компетентность и эффективность. Получили следующие данные (рис.3).
Рис.3. Диаграмма профессиональной компетентности и эффективности
Испытуемые в количестве 93,75 % ответили, что предприятие находится на хорошем счету, но всё-таки, для стабильного успеха необходимо постоянно совершенствовать методы руководства и контролировать деятельность подчиненных. Лишь малая часть, всего 6,25% считает, что время работает против руководителя и предприятие стабильно лихорадит и считают, что в данном случае необходимо разработать новую концепцию системы управления и развития предприятия.
Мы применили опросник Г. Айзенка, для выявления индивидуально-психологические особенности личности руководителей. Ознакомиться с результатами можно на (рис.4).
Рис.4. Диаграмма типа личности по опроснику Г. Айзенка
Мы видим, что крайним значениям «яркий экстраверт» и «глубокий интроверт» не соответствует ни один испытуемый выборки. Процентное соотношение экстравертов оказалось 12,5%. Данному типу соответствует общительность, вспыльчивость, импульсивность, оптимистичность и беззаботность. Противоположный тип личности – интроверт составил 18,75% , ему свойственна замкнутость, застенчивость, наблюдается сдержанность в поступках, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы. Среднее значение получили 32,5% испытуемых, данные руководители хорошо умеют корректировать свое поведение исходя из ситуаций, без проблем разграничивают понятия друзья и работа.
Уровень нейротизма сотрудников (рис.5.).
Рис. 5. Диаграмма уровня нейротизма по опроснику Г. Айзенка
Мы наблюдаем, что у сотрудников организации показатели разделились на две части: 50% сотрудников имеют средние значения по шкале нейротизм и 50% имеют высокий уровень нейротизма. Данные показатели говорят о том, что руководители находятся в постоянном стрессе, отличается нервностью, рассеянностью внимания, склонностью быстрой сметы настроения, раздражительностью и неустойчивостью в стрессовых ситуациях. Данное напряжение зависит от того, что руководители несут ответственность не только за свои действия, но и за действия отдела и организации в целом.
Так же мы получили следующие показатели стилей темперамента (рис.6).
Рис.6. Диаграмма стиля темперамента
Наименьший показатель был получен по типу темперамента сангвиник, составил 6,25%, ему свойственны следующие качества: впечатлительность, подвижность, мобильность, непоседливость, быстро сходится с людьми, не умеет строго придерживаться распорядка, не хватает усидчивости, концентрации внимания. Холерик занял 31% ,ему свойственны качества: инициативность, энергичность, принципиальность, отличается частой раздражительностью, несдержанности. Флегматик набрал наибольшее количество 37,5% ему свойственно следующее: низкий уровень активности поведения, спокойный, уравновешенный, медлительный, в меру общительный, отличается постоянством, глубиной мыслей, вялостью и безволием. Меланхолик составил 25% ему свойственно: нерешительность, застенчивость, робость, отличается содержательностью, сдержанностью и чувствительностью.
Далее мы проверили достоверность ответов с помощью «шкалы лжи» получили следующие результаты (рис.7)
Рис.7 Диаграмма шкалы лжи по Г. Айзенку
Мы наблюдаем следующее, более половины испытуемых (56,25%) дали не искренние ответы, возможно сотрудники хотели получить симпатию со стороны окружающих, приписывая себе не соответствующие качества, пытаясь вызвать социальное одобрение. Оставшиеся 43,75% руководителей дали искренние ответы.
Для изучения индивидуально-психологических особенностей руководителей мы использовали 16 — факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Были получены следующие результаты (рис.8).
Рис.8. Средние показатели личностного психологического профиля руководителей
Все показатели находятся в положительной плоскости. Руководители готовы к общению, добродушные, внимательны к другим сотрудникам, обладают наибольшим показателем по шкале интеллект, что свидетельствует тому, что руководитель обладает абстрактным мышлением, сообразительностью, оперативностью и легко обучаем, эмоционально устойчив к стрессам, спокойный, достаточно выдержан. Руководители самостоятельно принимают решения, настойчивы и упрямы, способны выйти на конфликт при необходимости, проявляют в тоже время осторожность, у них присутствует склонность к беспокойству.
Руководители организации ответственны, задания выполняют добросовестно, соблюдают моральные нормы и правила, развито чувство долга, проявляют лидерские качества, активность и предприимчивость, готовы к риску и к новым контактам. Однако присутствует эгоцентризм, они настороженно относятся к новым знакомствам, раздражительны, стараются быть независимыми, преобладает творческое мышление, умеют оперировать абстрактными понятиями, мечтательны. Из-за того что приходится постоянно общаться с большим количеством людей, им необходимо обладать проницательностью, расчетливостью, хитростью, уметь вести себя в обществе, обладать эмоциональной выдержанностью.
Руководитель обязан контролировать свои эмоции и поведение, быть уверенным в себе, способен вести за собой коллектив.
C помощью коэффициента линейной корреляции Спирмена, мы исследовали взаимосвязь индивидуально — психологических особенностей личности и показателей эффективности управленческой деятельности руководителя (табл. 1)
Таблица 1
Результаты корреляции по Спирмену
|
Робость
Смелость |
Низкий самоконтроль Высокий самоконтроль |
Ответственность Небрежность |
|
Эффективность
|
Корреляция Пирсона |
0,636** |
0,509* |
0,519* |
Знч.(2-сторон) |
0,008 |
0,044 |
0,039 |
С помощью коэффициента линейной Спирмена была обнаружена статически значимая связь между показателями эффективность и такими личностными особенностями, как «робость, смелость» (r=0,636 при р < 0,01). Можно говорить о том, что чем выше у руководителей смелость в принятии решений, тем эффективнее их действия. Чем ниже эффективность в работе, тем больше у сотрудников проявляется робость.
Было выявлено наличие взаимосвязи по шкалам «низкий самоконтроль, высокий самоконтроль» и «эффективность» (r=0,509 при p=0,05). Это говорит о том, чем выше самоконтроль, тем руководитель принимает обдуманные и слаженные действия, которые повышают эффективность работы и наоборот, чем ниже самоконтроль, тем быстрее снижается эффективность, в связи с тем, что сотрудник не старается избежать ответственности.
Следующая взаимосвязь была обнаружена между шкалами «ответственность, небрежность» и «эффективность» (r=0,519 при p=0,05). Данные говорят о том, что чем выше ответственность у руководителя, тем эффективнее и слаженнее его деятельность. Если сотрудник небрежно относится к своей работе, пренебрегая нормам, тем ниже его эффективность в организации.
Вследствие полученных данных, мы можем утверждать, что индивидуально-психологические особенности взаимосвязаны с показателями эффективности управленческой деятельности руководителя на предприятии.
Список литературы/ References
1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
2. Голубева, Г.Ф. Взаимосвязь стиля управления с личностными особенностями руководителей / Г.Ф. Голубева, А.С. Амелина //Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2017.- № 3.- С. 87-92.
3. Голубева, Г.Ф. Экономико-психологические проблемы инновационного менеджмента / Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников // ФЭС: Финансы. Экономика.- 2008. — № 11. — С. 33-41.
4. Дергачев, К.В. Анализ взаимосвязи объекта и парадигмы исследования в эргономике с использованием информационных технологий /К.В. Дергачев,А.А. Кузьменко, В.В. Спасенников // Эргодизайн.- 2019.- № 1 (3).- С. 12-22.
5. Забродин, В. Ю. Социология и психология управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с.
6. Карпов, А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
7. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии.- 2002 — 236с.
8. Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / М. К. Акимова [и др.] / под редакцией М. К. Акимовой. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 341 с.