ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ, СОВЕРШАЮЩЕГО КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

24 ноября 11:01

Коррупционная преступность по состоянию на сегодняшний день является одной из самых распространенных и латентных. Причины совершения любого преступления обуславливаются особенностями личности преступника. В связи с этим исследование особенностей личности сотрудника внутренних дел, совершившего коррупционное преступление, является актуальным и необходимым.

Прежде чем мы проанализируем личность полицейского, совершившего коррупционное преступление, необходимо обозначить общие теоретические криминологические положения, отражающие сущность, подходы к пониманию личности преступника. В первую очередь, личность преступника – это объект изучения не только науки криминологии, но и психологии, социологии, а также философии. По утверждению О.С. Салохутдиновой и Л.А. Андреевой, содержание понятия личности преступника можно считать условным и формальным, так как именно от законодателя определение круга действий, которые ввиду объективных и субъективных признаков относятся к преступным [6, с.118]

Правовая категория «личность преступника» образуется двумя «элементами»: социологическим «личность» и, соответственно, юридическим «преступник». Как отмечает Ю.А. Антонян, личность преступника необходимо рассматривать как своеобразную отрасль криминологического знания, объект криминологического исследования, имеющего важное значение для выяснения причин преступности [5, с.145].

Личность преступника также представлена в виде комплекса социальных и психологических типов, на основании которых каждый преступник обладает исключительными свойствами. Типичные социальные признаки, как правило, проявляются в конкретных способах жизнедеятельности, которые избираются каждым человеком по своему желанию. Отличие преступника от законопослушных граждан следует проводить по критерию общественной опасности. Общественная опасность проявляется в том, что существует реальная возможность нанесения вреда охраняемым государством общественным отношениям[5,С.160]. Психологические особенности личности отдельно взятого преступника обозначаются как относительно стабильная совокупность индивидуальных качеств, которые определяют типичные формы реагирования и адаптивные механизмы поведения, систему представления о себе, межличностные отношения и характер социального взаимодействия.

Для наиболее полного и всестороннего изучения личности коррупционера-полицейского следует рассматривать в двух аспектах: как объект социальных связей и влияний и как субъекта, который способен к активной, целенаправленной и преобразующей деятельности [2, с. 76]. Сотрудники полиции в связи с занимаемой должностью должны обладать высокими профессионально-этическими требованиями к их моральному облику. Поведение полицейского, как во время несения службы, так и во внерабочее время должно быть безупречным, уважительным и соответствующим высоким стандартам гуманизма, общечеловеческой и профессиональной морали [7, С.18].

Прежде всего, личность сотрудника внутренних дел характеризуется криминологическими признаками. К таковым следует относить: социально-правовой статус, социально-демографические признаки и психологические признаки. Социально-правовой статус определяется как совокупность присущих лицу качеств, его положения в обществе, занимаемой им должности в соответствии с конкретными юридическими нормами права, регламентирующих права и обязанности в связи с таким статусом лица.

В соответствии с федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [4], сотрудник полиции – это гражданин Российской Федерации, осуществляющий служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание сотрудника полиции.

Сотрудник полиции обладает общим, индивидуальным правовым статусом, особым административным и специальным правовым статусом. Отдельное внимание, по нашему мнению, следует обратить именно на специально-правовом статусе сотрудника полиции. Такой тип статуса содержит в себе взаимосвязанные элементы, то есть права, обязанности, поощрения и гарантии и, соответственно, ответственность. Статус сотрудника полиции приобретается при приеме на службу, порядок которого регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. Обязательной составляющей правового статуса полицейского являются атрибуты, определяющие сотрудника полиции как представителя власти: специальные звания, форменная одежда, факт обладания специальным жетоном с личным индивидуальным номером, а также служебное удостоверение сотрудника полиции.

Сотрудники полиции осуществляют служебные полномочия для жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. На основании этого можно констатировать, что отношение полицейских к коррупции должно быть выражено в крайне негативной форме. Но, тем не менее, данная категория сотрудников правоохранительных органов, часто совершает уголовно-наказуемые деяния коррупционной направленности. А.С. Черепанов приводит статистические данные отчетности ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России»: доля сотрудников органов внутренних дел из общего количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционные преступления за 2013-2017 гг., составляет: в 2013 г. – 16 167/695 (4,3%), в 2014 г. – 15 893/737 (4,6%), в 2015 г. – 16 926/916 (5,4%), в 2016 г. – 12 916/1010 (7,8%), в 2017 г. – 10 584/630 (6,0%)[8,С. 88].

Социально-демографические признаки коррупционеров-полицейских представлены следующими характеристиками. В большинстве случаях коррупционные преступления совершаются лицами мужского пола – приблизительно 87 %, в основном молодого возраста. В частности: 18-21 год – около 2 %, 22-25 лет – 27 %, 26-30 лет – 23 %, 31-40 лет – 39,9 %, 41 год и более – 8,1 %. Осужденные сотрудники полиции имели благополучные семьи, достаточно высокую заработную плату.

Психологические особенности личности сотрудников полиции обусловлены наличием иных криминологических признаков. В первую очередь, личностные качества, которыми обладают все сотрудники правоохранительных органов, формируются с учетом специфики их достаточно сложной, напряженной и ответственной работы. Как справедливо отмечает Н.А. Гончарова, важно определять психологический потенциал личности сотрудника полиции, который подразделяется на отдельные группы по конкретным основаниям [1, с.317]. К таковым основаниям относятся такие: потенциал направленности личности (мотивация личности, совокупность потребностей, нравственных установок и ценностей), эмоционально-волевой потенциал, который непосредственно направлен на обеспечение управления собственными эмоциональными проявлениями, способностью к принятию решений и компетентностный потенциал, включающий в себя умения, знания, наклонности творческого характера, способности к коммуникационной деятельности, оперативному и быстрому принятию решений и разрешения основных профессиональных задач.

На современном этапе развития криминологии и уголовного права предлагаются обобщенные типы личности преступников-коррупционеров работающих в органах внутренних дел [3, с.28]:

  • Корыстолюбивый тип;

Полицейские такого типа характеризуются последовательностью в своих действиях, целеустремленностью, стремлением к быстрому удовлетворению материальных потребностей с использованием своего должностного положения, связей и иных предоставленных им возможностей.

  • Престижный тип;

Данный типа подразумевает под собой наличие следующих личностных качеств: стремление обеспечить свое материальное положение посредством применения незаконных методов, незаконного получения денежных средств, совмещенное с постоянным ощущением всеобщего почтения, уважения в обществе и коллективе.

  • Игровой тип;

Полицейским такого типа присуще важность процесса реализации предоставленной им власти, а не самих денег. Они всеми силами стремятся создать для себя максимально комфортные условия для проведения «игры», балансирующей на грани ощущения реального и виртуального понимания ситуации, преобладающей в действительности.

  • Инициативный (внеситуативный тип);

Что касается такого типа, то в данном случае имеет место нравственная деформация, заключающаяся в искаженном представлении о правильном поведении, о приемлемых моральных и нравственных нормах. Преступник уверен, что имеет право на вседозволенность, использование всех средств и приемов для того, чтобы достичь материального либо личного благополучия.

  • Конформный тип;

Данный вид коррупционеров умеет приспосабливаться, подстраиваться под любую, даже самую сложную и неоднозначную, социально-психологическую ситуацию, руководствуясь при этом нормами закона. Также он не имеет собственного мнения, зачастую совершает преступление под страхом увольнения, «падения» авторитета среди сослуживцев.

  • Ситуативный (вынужденный) тип;

Сотрудник органа внутренних дел, обладая крайне низким уровнем правовых знаний ли же боязни стать разоблаченным, характеризующийся полным отсутствием коррупционных установок, попадая на уловку со стороны физического или юридического, совершает коррупционное преступление.

Таким образом, особенности личности сотрудника полиции, совершающего коррупционное преступление, по нашему мнению, находятся в прямой зависимости от занимаемой ими должности, уровня заработной платы, атмосферы в коллективе, личностных качеств сотрудника и лиц, провоцирующих его на совершение уголовно-наказуемого деяния, от уровня правосознания и понимания значимости и важности выполняемой ими работы. Главные характеристики личности предоставляют возможность заключить, что коррупционные преступления могут совершаться как молодыми специалистами, так и теми, кто уже достаточно длительный период времени работают в правоохранительной структуре. 

Список литературы:

  1. Гончарова Н.А. Взаимосвязь профессионально-психологического потенциала личности сотрудников полиции и профессиональных компетенций // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54. – С. 314-320.
  2. Доцкевич М.В. Особенности административно-правового статуса сотрудников полиции России в современных условиях // Научный портал МВД России. – 2017. – № 2. – С. 74-79.
  3. Ищук Я.Г., Руденко А.С., Чистотина О.Н, Противодействие коррупции в органах внутренних : учебное пособие – Рязань, Издательство ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2017. – 86 с.
  4. О полиции: федер. закон [от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 02.12.2019)] // Рос. газета. – 2011. – № 25.
  5. Преступление и наказание. Криминолого-психологический анализ: монография / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М. :Норма: ИНФРА-М,2019. – 304 с.
  6. Салохутдинова О.С., Андреева Л.А. Личность преступника: понятие в криминологии и уголовном праве // Вопросы современной юриспруденции. – 2015. — № 56. –С. 116-121.
  7. Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение : автореф.. дис. … канд. юрид. наук – Москва, 2010. – С.25. [Электронный ресурс] // — Режим доступа: http://www.dissercat.com (17 ноября 2019 г.)
  8. Черепанов А.С. Криминологическая характеристика коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вопросы российского и международного права. – 2018. – № 5А. – С. 86-93.