Некоммерческие организации призваны решать задачи по реальной поддержке людей, осуществлению множества полезных инициатив и проектов. В последние годы НКО постепенно набирают общественную репутацию, стараются быть более открытыми для участия граждан в их деятельности. Поэтому важность изучения некоммерческих организаций обусловлена той ролью, которую они играют в жизни общества. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СО НКО) было введено в 2010 г.
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 федерального закона от 12 января 1996 года № 7-фз «о некоммерческих организациях» (далее – федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в российской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 федерального закона [1].
Одной из разновидностей государственной поддержки, для некоммерческих организаций, ориентированных на социальную помощь населению, является субсидия.
Субсидия выделяется из средств бюджетного фонда страны:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный.
Законодательство не ограничивает в предоставлении средств НКО региональные власти, а также в присвоении им дополнительного направления деятельности, помимо основного, прописанного в программе и наименовании.
Предоставление государственной поддержки СО НКО является одной из основных форм взаимодействия государства и некоммерческого сектора.
Все формы государственной поддержки СО НКО указаны в статье 31.1. Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
В результате мы начинаем наблюдать достаточную активность политики государства в области оказания материальной и нематериальной поддержки деятельности СО НКО. В мировой практике государственная поддержка является одним из основных источников доходов НКО (практически наравне с доходами от деятельности организаций).
Последнее время, наблюдается недостаток финансирования СО НКО, связанный, прежде всего, с увеличивающимся притоком людей в данные организации. К тому же существуют и такие проблемы как недостаточная профессионализация НКО, низкий уровень доверия к таким организациям и недостаточное информирование населения о деятельности НКО.
Далее рассмотрим изменение в паспорте подпрограммы 4 «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»», а именно как изменялся запланированный объём бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы, за счет средств федерального бюджета. Данное сравнение можно увидеть в таблице №1 «Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»»
Таблица – 1 Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»
год |
объём бюджетных ассигнований, в млн. руб. |
темп прироста, в % |
|||||
Ред. От 30.12.18 |
Ред. от 27.02.18 |
Ред. от 13.04.17 |
Ред. от 15.04.14 |
30.12.18 к 2014 |
27.02.18 к 2014 |
13.04.17 к 2014 |
|
2013 |
750,00 |
750,00 |
750,00 |
1683,00 |
-55,44 |
-55,44 |
-55,44 |
2014 |
1698,34 |
1698,34 |
1698,34 |
1698,34 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2015 |
1749,59 |
1749,59 |
1749,59 |
1723,57 |
1,51 |
1,51 |
1,51 |
2016 |
437,70 |
437,70 |
437,70 |
1723,57 |
-74,60 |
-74,60 |
-74,60 |
2017 |
896,20 |
896,20 |
896,20 |
1683,50 |
-46,77 |
-46,77 |
-46,77 |
2018 |
1131,31 |
398,72 |
398,72 |
1723,50 |
-34,36 |
-76,87 |
-76,87 |
2019 |
575,62 |
390,16 |
390,16 |
1763,50 |
-67,36 |
-77,88 |
-77,88 |
2020 |
576,00 |
0,00 |
0,00 |
1813,50 |
-68,24 |
-100,00 |
-100,00 |
Рассмотрев таблицу, мы можем заметить, что во всех редакциях, рассматриваемого постановления, наблюдается снижение запланированного объёма бюджетных ассигнований, исключением являются 2014г. (т.к. редакции происходили уже после указанного периода) и 2015 г. в котором финансирование выросло на 1,51 %.
Так же можно выделить, что в период с 13.04.2017 по 30.12.2018 гг. в планах финансирования программы по повышению эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, 2020 год отсутствовал, но в редакции от 30.12.2018 его снова «включили».
Наибольшее сокращение планируемых бюджетных ассигнований наблюдается в 2019 г. изначально планировалось сокращение на 77,88 % в сравнении с программой 2014 г., но к 2018 г. данный разрыв сократили до 67,36%.
Вначале 2019 г., 28.03.2019 г. была принята ещё одна редакция программы № 4, в которой финансирование программы было продлено до 2024 г. Данные изменения представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Сравнение изменений, внесенных в программу: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 28.03.2019г.
год |
объём бюджетных ассигнований, в млн. руб. |
темп прироста, в % |
|
Ред. от 28.03.2019 |
Ред. от 15.04.14 |
28.03.19 к 2014 |
|
2013 |
750,00 |
1683 |
-55,44 |
2014 |
1698,34 |
1698,34 |
0,00 |
2015 |
1749,59 |
1723,57 |
1,51 |
2016 |
437,70 |
1723,57 |
-74,60 |
2017 |
896,20 |
1683,5 |
-46,77 |
2018 |
1131,31 |
1723,5 |
-34,36 |
2019 |
1463,93 |
1763,5 |
-16,99 |
2020 |
806,59 |
1813,5 |
-55,52 |
2021 |
641,97 |
0 |
— |
2022 |
647,15 |
0 |
— |
2023 |
647,58 |
0 |
— |
2024 |
648,47 |
0 |
— |
Для наглядности представим изменения, вносимые в программу, в виде графика.
Рис. 1 Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»
Из представленного графика мы можем заметить, что изначально финансирование программы планировалось без резких изменений, в течении всего действия программы, в среднем в сумме 1726,56 млн. руб. в год. В 2014 ˗˗ 2015 гг. значительных изменений не происходило, но затем к 2016 году мы видим резкое сокращение финансирования программы, и в конечном варианте программы, размер финансирования так и не достиг, изначально запланированного уровня. Так же можем заметить, что во всех редакциях программы следующих за 2017г. правительство планировало увеличение бюджетных ассигнований и наконец, в последней редакции от 28.03.2019 г. оно продлило действие программы до 2024 г., что может свидетельствовать о проведении правительством социально-ориентированной политики и подтверждения намерений о дальнейшей поддержки СО НКО.
Список литературы
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (21.11.19)
- Постановление Правительства РФ от15.04.2014 № 296(ред. От 30.12.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (10.12.19)