ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

21 мая 11:17

Некоммерческие организации призваны решать задачи по реальной поддержке людей, осуществлению множества полезных инициатив и проектов. В последние годы НКО постепенно набирают общественную репутацию, стараются быть более открытыми для участия граждан в их деятельности. Поэтому важность изучения некоммерческих организаций обусловлена той ролью, которую они играют в жизни общества. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СО НКО) было введено в 2010 г.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 федерального закона от 12 января 1996 года № 7-фз «о некоммерческих организациях» (далее – федеральный закон) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в российской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 федерального закона [1].

Одной из разновидностей государственной поддержки, для некоммерческих организаций, ориентированных на социальную помощь населению, является субсидия.

Субсидия выделяется из средств бюджетного фонда страны:

  1. федеральный;
  2. региональный;
  3. муниципальный.

Законодательство не ограничивает в предоставлении средств НКО региональные власти, а также в присвоении им дополнительного направления деятельности, помимо основного, прописанного в программе и наименовании.

Предоставление государственной поддержки СО НКО является одной из основных форм взаимодействия государства и некоммерческого сектора.

Все формы государственной поддержки СО НКО указаны в статье 31.1. Федерального закона от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

В результате мы начинаем наблюдать достаточную активность политики государства в области оказания материальной и нематериальной поддержки деятельности СО НКО. В мировой практике государственная поддержка является одним из основных источников доходов НКО (практически наравне с доходами от деятельности организаций).

Последнее время, наблюдается недостаток финансирования СО НКО, связанный, прежде всего, с увеличивающимся притоком людей в данные организации. К тому же существуют и такие проблемы как недостаточная профессионализация НКО, низкий уровень доверия к таким организациям и недостаточное информирование населения о деятельности НКО.

Далее рассмотрим изменение в паспорте подпрограммы  4 «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»», а именно как изменялся запланированный объём бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы, за счет средств федерального бюджета. Данное сравнение можно увидеть в таблице №1 «Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»»

Таблица – 1 Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

год

объём бюджетных ассигнований, в млн. руб.

темп прироста, в %

Ред. От 30.12.18

Ред.  от 27.02.18

Ред. от 13.04.17

Ред. от 15.04.14

30.12.18 к 2014

27.02.18 к 2014

13.04.17 к 2014

2013

750,00

750,00

750,00

1683,00

-55,44

-55,44

-55,44

2014

1698,34

1698,34

1698,34

1698,34

0,00

0,00

0,00

2015

1749,59

1749,59

1749,59

1723,57

1,51

1,51

1,51

2016

437,70

437,70

437,70

1723,57

-74,60

-74,60

-74,60

2017

896,20

896,20

896,20

1683,50

-46,77

-46,77

-46,77

2018

1131,31

398,72

398,72

1723,50

-34,36

-76,87

-76,87

2019

575,62

390,16

390,16

1763,50

-67,36

-77,88

-77,88

2020

576,00

0,00

0,00

1813,50

-68,24

-100,00

-100,00

 

Рассмотрев таблицу, мы можем заметить, что во всех редакциях, рассматриваемого постановления,  наблюдается снижение запланированного объёма бюджетных ассигнований, исключением являются 2014г. (т.к. редакции происходили уже после указанного периода) и 2015 г. в котором финансирование выросло на 1,51 %.

Так же можно выделить, что в период с 13.04.2017 по 30.12.2018 гг. в планах финансирования программы по повышению эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, 2020 год отсутствовал, но в редакции от 30.12.2018 его снова «включили».

Наибольшее сокращение планируемых бюджетных ассигнований наблюдается в 2019 г. изначально планировалось сокращение на 77,88 % в сравнении с программой 2014 г., но к 2018 г. данный разрыв сократили до 67,36%.

Вначале 2019 г., 28.03.2019 г. была принята ещё одна редакция программы № 4, в которой финансирование программы было продлено до 2024 г. Данные изменения представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Сравнение изменений, внесенных в программу: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 28.03.2019г.

год

объём бюджетных ассигнований, в млн. руб.

темп прироста, в %

Ред. от 28.03.2019

Ред. от 15.04.14

28.03.19 к 2014

2013

750,00

1683

-55,44

2014

1698,34

1698,34

0,00

2015

1749,59

1723,57

1,51

2016

437,70

1723,57

-74,60

2017

896,20

1683,5

-46,77

2018

1131,31

1723,5

-34,36

2019

1463,93

1763,5

-16,99

2020

806,59

1813,5

-55,52

2021

641,97

0

2022

647,15

0

2023

647,58

0

2024

648,47

0

 

Для наглядности представим изменения, вносимые в программу, в виде графика.

http://meridian-journal.ru/uploads/2040-3.PNG

Рис. 1  Изменение размера бюджетных ассигнований, на реализацию программы: «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

Из представленного графика мы можем заметить, что изначально финансирование программы планировалось без резких изменений, в течении всего действия программы, в среднем в сумме 1726,56 млн. руб. в год.  В 2014 ˗˗ 2015 гг. значительных изменений не происходило, но затем к 2016 году мы видим резкое сокращение финансирования программы, и в конечном варианте программы, размер финансирования так и не достиг, изначально запланированного уровня.  Так же можем заметить, что во всех редакциях программы следующих за 2017г. правительство планировало увеличение бюджетных ассигнований и наконец, в последней редакции от 28.03.2019 г. оно продлило действие программы до 2024 г., что может свидетельствовать о проведении правительством социально-ориентированной  политики и подтверждения намерений о дальнейшей поддержки СО НКО.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/  (21.11.19)
  2. Постановление Правительства РФ от15.04.2014 № 296(ред. От 30.12.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (10.12.19)