Выразительные средства оформительского искусства один из разделов школьной программы по изобразительному искусству. Цвет, масштаб, пропорции, шрифты – для освоения этих понятий современному школьнику, погруженному в виртуальную реальность, необходимы инновационные методы. Новизна данной программы заключается в том, что мы предлагаем методику освоения выразительных средств оформительского искусства через создание дизайн-проекта сайта, что соответствует как требованиям ФГОС, так и интересам современных подростков.
Необходимо определить первоначальный уровень освоения выразительных средств оформительского искусства старшими подростками. В качестве экспериментальной базы была выбрана МБОУ «Школа № 6» В констатирующем эксперименте приняло участие 30 учащихся в возрасте 13-15 лет.
Для освоения выразительных средств оформительского искусства мы подобрали следующий диагностический комплекс: тестопрос на основе методических материалов Е.Д. Малышевой, адаптированная методика на основе трудов А.Е. Максименко, адаптированная методика О.Л. Голубевой.
Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что учащиеся имеются поверхностные знания о выразительных средствах оформительского искусства
С этой целью была разработана программа, состоящая из познавательно-творческих занятий, основанных на интеграционных технологиях.
Таблица 1
Раздел |
Задачи |
Упражнения |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Изучение основ цветоведения и колористики
|
—сформировать следующие понятия: цветовой круг, основные составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, контрастные цвета, тёплые и холодные цвета. – научить детей ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; |
Выполнить цветовой круг. Составить таблицу из сочетаний цветов. Выполнить контрастную и нюансную композицию.
|
Раздел 2. Изучение композиции и ее выразительных средств |
-Расширить знания о композиции на примере работ художников. -Научить самостоятельно выполнять композицию разного вида. -Познакомить с различными выразительными средствами. |
Разработать эскизы с применением выразительных средств композии. |
Раздел 3. Изучение гарнитуры шрифта |
– Расширить знания в области дизайна шрифта. — Познакомить с видами шрифтовой композиции. — Научить самостоятельно делать композицию из различных шрифтов. |
Творческое задание на составление композиции из различных шрифтов. Выполнение упражнения на цветовое сочетание фона и шрифта (составить шкалу восприятия). |
Итоговый раздел: разработка дизайн-проекта сайта |
-Обобщить полученные знания о выразительных средствах оформительского искусства и применить их в итоговой работе.
|
Разработать эскиз дизайн-проекта сайта. |
В итоге разработанная серия состоит из 3 разделов. Рассмотрим каждый раздел подробнее. Раздел 1 состоит из трех групп занятий (занятия, способствующие обогащению знаний принципов самоорганизации; занятия, направленные на расширение знаний в области цветоведения). Занятия, направленные на изучение цвета направлены на освоение выразительных средств. Старшие подростки много времени проводят за компьютером и привыкли получать готовый продукт. Наши занятия дают классические академические знания, что поспособствует развитию самостоятельности в выполнении изделия. В процессе изучения повышается интерес к оформительскому искусству.
Закрепление знаний старших подростков в разделе цветоведения. Предполагается, что у старших подростков будет сформировано знание о цвете и его свойствах. В ключе эмпирических данных, мы ожидаем, что показатели изменятся в сторону увеличения по следующей методике «Знания о цвете».
Раздел 2 состоит из 4 занятий (способствующие обогащению знаний средств выразительности композиции).Уроки , направленные на изучение выразительных средств, интересны своим теоретическим содержание. На занятиях рассматриваются ритм, фактура, статика, динамика все эти понятия относятся к элементам композиции. Так как наши занятия направлены больше на изучение декоративной композиции, мы включили материал в области оформительского искусства. Наши уроки дают возможность понимать разные виды композиции и их выразительные средства.
Закрепление знаний старших подростков в разделе выразительные средства композиции. Предполагается, что у старших подростков будет сформировано знание о выразительных средствах и умение применять их в своей творческой работе. Мы ожидаем, что показатели изменятся в сторону увеличения по знаниями пропорции и масштаба.
Также, важным блоком в нашей серии занятий является изучение шрифта. Эти уроки способствуют развитию оформительских навыков и умений выполнять шрифтовые работы в рамках стандартных программ по изобразительному искусству под редакцией Неменского Б.М. и Кузина В.С. В системе заданий отражаются все ступени познавательной и практической деятельности учащихся по овладению как основными, теоретическими знаниями, так и практическими навыками в оформительско– дизайнерской работе.
Для обобщения и проверки изученного материала нами было разработано итоговое задание, которое было направленно на разработку проекта дизайна сайта. Мы создали условия для дальнейшего ознакомления с сайтами. Разработка дизайна сайта укрепит приобретенные знания, умения и навыки при создании простейшего эскиза. Создание эскиза способствовало расширению кругозора обучающихся, развитию их эстетического восприятия и творческих способностей; развитию логического мышления: анализу, синтезу, обобщению; развитию памяти, внимательности. На уроках проявляется активность обучающихся, стремления к реализации себя в обществе. На уроках защиты проекта главные задачи содействовать совершенствованию навыков делового взаимодействия, выработки собственной точки зрения и аргументированного её отстаивания, способствовать воспитанию организованности, самостоятельности и стремления представить результаты своих творческих работ в хорошем и качественном виде.
Составленная программа может быть использована учителем изобразительного искусства на уроках.
Использованные источники
- Береснева Н.И. Оформительское искусство / Н.И. Береснева. — М: Издательство «БЕК» — 2016, с. 521с
- Калаян А.Э. Искусство в современном мире / А.Э. Калаян. — Философия и наука, М: 2015, №5, с. 568;
- Неменский Б.М. Культура Искусство — Образование: Цикл бесед. — М.: Центр ХКО, 1999.-79 с.