Проблема эмоционального развития ребенка в младшем школьном возрасте в последние годы все чаще оказывается объектом изучения исследователей различных направлений, в том числе и психологов. К концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональная сфера в первые годы жизни является ядром психического развития личности. Андронова Н.В. и Постникова А.С. отмечают, что «в последнее время эмоциональная культура приобретает статус важнейшей личностной характеристики современного человека, поскольку он постоянно ощущает увеличение эмоциональных нагрузок, периодически испытывает «душевный дискомфорт», ему не хватает гармонии с окружающим миром» [1].
Существует множество определений понятия «эмоции». По мнению Л.С. Выготского, «эмоции следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту диктующий формы дальнейшего поведения» [2, с.135-137]. В Психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко представлено следующее определение эмоций: «Эмоции (от латинского слова — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции сопровождают любую активность субъекта и служат механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения, которые направлены на удовлетворение потребностей» [3, с. 427].
Л.И. Божович отмечает, что существуют различия между эмоциями и переживаниями. По ее мнению, в отличие от эмоций, которые помогают ребенку ориентироваться в пространстве, переживание становится содержанием психической жизни человека. Переживания младшего школьника пронизывают всю его систему жизнедеятельности. Дети в младшем школьном возрасте очень впечатлительны и эмоциональны. Ф.Н. Гоноболин подчеркивал, что у младших школьников преобладают положительные эмоции. Они жизнерадостные, веселые, бодрые. Все, что их окружает, вызывает у них интерес и радость. Психолог Л. М. Веккер, в противовес этому мнению, отмечает, что эмоциональный дискомфорт у младших школьников является очень важной проблемой, так как преобладают чаще всего отрицательные эмоции, чем положительные, и они находятся внутри и не проявляются снаружи. Это приводит к ухудшению здоровья учащихся и возникновению заболеваний психики.
По мнению Л.М. Митиной, существует пять отрицательных эмоций, которые проявляются в процессе учебы — это страдание, гнев, презрение, страх и стыд. Самой ранней эмоцией, на ее взгляд, является страх. В период младшего школьного возраста большинство страхов связано с учебной деятельностью. А.И. Захаров подчеркивает, что у детей в этом возрасте есть страх не соответствовать социальным требованиям и ожиданиям учителя, родителей, друзей. Ребенок постепенно осознает чувство ответственности, долга и обязанностей. Еще одной отрицательной эмоцией является тревога. Она характеризуется ощущениями напряженности, ожиданиями того, что какие-либо события могут развиваться неблагоприятно. У ребенка возникает нежелание учиться, замкнутость, плаксивость. А.И. Фоминова утверждает, что «страх проверки знаний» и «страх не оправдать желания окружающих» остаются эмоциогенными факторами тревожности. А.М. Прихожан, изучая уровень развития тревожности у детей младшего школьного возраста, отмечает, что с развитием сочувствия по отношению к другим людям такое напряжение у детей может переходить в тревожное состояние.
Дети испытывают не только тревогу, страх, но состояние стресса. Есть несколько определений понятия «стресс». Мы будем опираться на определение, которое дается в Психологическом словаре: «Стресс- это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах» [3, с. 371]. В любом случае приходится испытывать стресс, так как психика готовиться выполнять определенную деятельность. Г. Эберлейн в книге «Страхи здоровых детей» пишет о том, что уже к середине дня ребенок переутомляется, дорога домой тоже требует от него определенного внимания, сон часто нарушается. А.Г. Долгова отмечает, что нередко сами же педагоги вызывают у детей состояние стресса. Они часто хотят от детей того, что для них оказывается невозможным. Учителю необходимо учитывать все возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся.
Для выявления тревожности в младшем школьном возрасте нами был использован тест Б.Н. Филлипса. В исследовании участвовали 50 детей в возрасте 8-9 лет. Результаты показали, что в классе прослеживается средний уровень тревожности у 44% учащихся. Стресс присущ 38% испытуемых. Фрустрация потребности в достижении успеха проявилась у 43% детей. Страх самовыражения отметился у 35% учащихся. Страх ситуации проверки знаний проявился у 38% респондентов. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выразили 41% испытуемых. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу обозначилась у 41% детей. Проблемы и страхи в отношениях с учителями отметились у 42 % обучающихся.
Общая тенденция настроения младших школьников изучалась с помощью методики «Домики» О.А. Ореховой. Результаты данного теста показали, что у 19% опрошенных было обнаружено состояние усталости; 43 % учащихся обладают оптимальной работоспособностью; 17% детей находятся в перевозбужденном состоянии и у 21% респондентов выявилось хроническое переутомление. Также результаты расчетов показывают следующие отклонения от нормы: у 45% детей эмоциональное состояние находится в норме, поводов для беспокойства нет. У 33% опрошенных преобладают положительные эмоции; 22 % учащихся находятся в плохом настроении — у них преобладают отрицательные эмоции (грусть, страх, стресс).
Исследование дает возможность сделать ряд выводов. В возрасте начальной школы у ребенка происходит гормональная перестройка организма, что естественно, сказывается на его эмоциональном самочувствии. В данном возрасте тревожные эмоции не редки, и могут свидетельствовать о том, что ребенку нужна помощь. Если для взрослого какая — либо проблема не является важной, то для ребенка она очень значительна. При своевременной помощи младшему школьнику родителями или детским психологом – можно избежать множество неблагоприятных последствий в процессе дальнейшего развития и становления личности ребенка.
Родителям нужно быть внимательнее к детям младшего школьного возраста. Накопленные негативные эмоции, либо подавленные, вытесненные в подсознание, негативно влияют на развитие ребенка, проявят себя в подростковом возрасте и во взрослой жизни, вызывая неврозы (от заикания и энуреза до полной несостоятельности приспосабливаться к окружающему миру). Не следует оставлять детей наедине со своими переживаниями. Младшие школьники еще не способны с ними справиться, так как лобные доли коры головного мозга, которые отвечают и за эмоции, и за волевые качества, у детей еще не созрели. Если взрослый справляется с негативными эмоциями благодаря волевым усилиям и жизненному опыту, то ребенок младшего школьного возраста еще не может этого сделать.
Литература:
- Андронова, Н. В. Постникова, А.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.12.2019).
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс,1999. — С. 135-137.
- Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Прайм-Еврознак, 2008. — 880 с.