ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

30 ноября 9:51

Как известно, молодежь является важнейшим социальным субъектом, инновационной силой, которую следует использовать эффективно, от нее сегодня во многом зависит судьба России, и в определенной мере судьбы мирового развития. Следует подчеркнуть, что сегодняшнее поколение молодых людей живет в условиях огромных информационных потоков, воздействующих на ее сознание, и от того как будет она воспитана, будет зависеть будущее России. Так называемые «лихие» 1990-е годы обернулись тяжёлыми потерями для народа и Вооруженных Сил – одной из важнейших структур государства. Понятия «патриотизм» и «армия» стали трактоваться как противоречащие, и подчас несовместимые друг с другом. Не случайно, 4 февраля 2016 года Президент России В. В. Путин на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» заявил: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи кроме патриотизма…. И чиновники, и бизнес и вообще все граждане работают для того, чтобы страна была сильнее».

К сожалению, военно-патриотическое воспитание в РФ, в конце прошлого века, потеряло свою значимость, этому во многом способствовало усиленное внедрение СМИ мнения об «неправильных» путях развития России, ее «вековой отсталости» и т.д. У определенной части призывников сложилось мнение об армии, не как о защитнице территориальной целостности страны и школе гражданского воспитания, а как о организации, в которой, процветает коррупция, имеют место тяжелые бытовые условия, существует правовая незащищенность тех, кто проходит службу, нехватка и износ техники, и многое другое. Многих молодых людей не удовлетворяют условия прохождения военной службы, призывники не считают ее престижной, поэтому часть из них различными способами пытается «уклониться» от службы в армии.

В тоже время нельзя отрицать тот факт, что военно-патриотическое воспитание помогает формировать у молодежи чувство гордости за своих соотечественников, за себя, уважение к историческим событиям прошлого и к достижениям своей страны. В начале 21 века государство начало активно заниматься вопросами военно-патриотического воспитания молодежи, что привело к утверждению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (далее — Программа), где широко раскрыты цели, задачи, мероприятия программы и сущность военно-патриотического воспитания молодежи.

В Санкт-Петербурге военно-патриотическое воспитание молодежи, помимо указанной Программы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга «О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге» (далее — Закон Санкт-Петербурга).

В соответствии с государственной Программой и Законом Санкт-Петербурга одной из главных задач государственной политики в сфере военно-патриотического воспитания молодежи в Санкт-Петербурге является укрепление престижа службы в правоохранительных органах и Вооруженных Силах Российской Федерации, развитие военно-патриотического воспитания граждан, совершенствование практики шефства трудовых коллективов, районов города над воинскими частями (кораблями) и шефства воинских частей над общеобразовательными организациями.

Современная политическая и экономическая обстановка диктует необходимость дальнейшего совершенствования системы военно-патриотического воспитания молодежи; обобщения и внедрения наиболее эффективных форм и способов идейного влияния на сознание молодежи, формирования у нее высоких патриотических качеств; широкого использования наследия победы в Великой Отечественной войне как важнейшего ресурса героико-патриотического воспитания, чтобы не допустить фальсификации истории.

    Главные результаты государственной программы по улучшению состояния военно-патриотического воспитания молодого поколения должны быть укрепление политической и правовой мощи государства, социально-экономический подъем, обеспечение безопасности и обороноспособности страны, преодоление причин региональных, этнических, социальных и иных конфликтов.

Важное значение имеет то обстоятельство, что современное российское общество, в лице патриотически воспитанного молодого поколения, все больше приобретает наиважнейший компонент созидательного потенциала, который определяется готовностью молодёжи взять на себя ответственность за дело обеспечения для страны военной и национальной безопасности и за будущее России.

Все выше сказанное свидетельствуют об актуальности выбранной мною темы.

Таким образом, анализ работы по проблемам патриотического воспитания граждан страны свидетельствует как о значительном положительном опыте, накопленном государственными органами в подготовке населения страны к защите Родины, так и о серьезных недостатках в этой области. Этот опыт убеждает в необходимости поднятия этой работы на качественно новый уровень, что даст возможность обеспечить высокую обороноспособность страны и соответствующие условия для ее превращения в мощную державу.

Список литературы

  1. Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе в армии: монография / Е.А. Андреев.- Рязань: РВВВДКУ,2014.-174 с.
  2. Антоненков Ю. Е. Научное обоснование мероприятий по совершенствованию подготовки молодёжи к службе в вооруженных силах России : монография / Ю.Е. Антоненков, И.Э. Есауленко. — Воронеж : Научная книга, 2017. — 319 с
  3. Галдобина С.В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР (1946-1991 гг.): историографическое исследование: Монография. – М.: ВУ, 2009. — 506 с.
  4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. в 3 т. — Репринтное издание 1915 г. — СПб.: Альфарет, 2016. – 640 с.
  5. Коцина М.Н. К вопросу о военно-патриотическом воспитании современной молодежи / М.Н.Коцина// Педагогика и психология как ресурс развития современного общества Материалы IХ Международной научно-практической конференции: сб.тр.конф. –Рязань, 2017. — С. 332-339.
  6. Кужилин. С. Ф. Военно-патриотическое воспитание допризывной и призывной молодежи: первый опыт постсоветской истории : (начало 1990-х — первая половина 2000-х годов) : монографическое исследование / С. Ф. Кужилин, Г. М. Ипполитов, Л. Я. Осипова ; под общ. ред. С. Ф. Кужилина. — Самара: Ас Гард, 2013. — 211 с.
  7. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы/ под общ. ред. С.А.Маева.-М.:АНО «СПО «СОТИС», 2014.-192с.
  8. Патриотическое воспитание молодежи в Российской Федерации: состояние, актуальные проблемы и направления развития : сборник материалов «круглого стола» на тему «Опыт субъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи», 21 мая 2015 года / под ред. В. Г. Елизаров. – М.: издание Совета Федерации, 2015. — 207 с.
  9. Попов В.В. Соотношение патриотического и военно-патриотического в воспитании студенческой молодежи / В.В. Попов, Д.И. Суханова // современные технологии в мировом научном пространстве: сб.науч.тр.-Пермь, 2017. С. 224-227.
  10. Стражевич Ю.Н. Роль семьи в военно-патриотическом воспитании детей и укреплении оборонного потенциала страны / Ю.Н. Стражевич, Г.Е Слепко //Военное право: сб.науч.тр –М, 2017. № 3 (43). С. 166-174.