СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ

12 апреля 5:49

Транспорт играет важнейшую роль во всех сферах социальной и экономической деятельности в Арктике и является одной из наиболее стратегически важных отраслей экономики. Доля транспорта в суммарном объеме валового регионального продукта Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) остается стабильно высокой на протяжении многих лет и на конец 2017 г. составляла 8,2% (в среднем по стране — 8%). В региональном разрезе неизменно высокие (более 10%) показатели удельного веса транспорта в ВРП характерны для старопромышленных регионов западного сектора Арктики – Республики Карелия, Мурманской и Архангельской областей. Численность занятых в сфере транспорта АЗРФ превышает 40 тыс. человек – это 9,5% в общей численности занятых в экономике (в среднем по России – 7,3%). При этом в полностью арктических регионах этот показатель еще выше (11,8%), а в Ямало-Ненецком АО на транспорте занято 14,2% от общей численности занятых в экономике. Наряду с добычей полезных ископаемых, транспорт занимает ключевое место по стоимости основных фондов — доля транспортного сектора в общей стоимости основных фондов АЗРФ составляет 31,1% (в среднем по России – 22,5%).

Вместе с тем, как неоднократно подчеркивалось в трудах отечественных ученых [1-3], в том числе авторских [4-5], транспортная отрасль АЗРФ функционирует под влиянием совокупности взаимосвязанных факторов, создающих существенные риски и ограничения ее развития. Экстремальность природно-климатической среды, периферийность и масштабы арктических территорий, исторические особенности промышленно-хозяйственного освоения, определившие очаговый характер размещения транспортных объектов и др., удорожают строительство и эксплуатацию транспортной инфраструктуры, обуславливают сезонность использования отдельных видов транспорта, влекут за собой значительные транспортные издержки, рост себестоимости транспортных услуг, старение и повышение износа основных фондов и пр. Например, за 2005-2017 гг. износ основных фондов организаций транспорта в среднем по АЗРФ увеличился с 34,7% до 46,4%, что во многом связано недостаточным инвестированием организаций транспорта (доля региона в совокупном объеме капитальных вложений АЗРФ в транспорт уменьшилась с 5,5% до 1,6%).

Особенно актуальны эти проблемы для малонаселенных и труднодоступных арктических территорий восточного сектора Арктики, где круглогодичные наземные транспортные пути с выходом на общероссийскую сеть отсутствуют, а сообщение с другими регионами страны и между собой обеспечиваются водным и воздушным транспортом. В восточных регионах АЗРФ имеются лишь тупиковые железнодорожные ветки небольшой протяженности и дороги низких категорий (удельный вес дорог с твердым покрытием в общероссийской протяженности автодорог не превышает 40%, в то время как среднем по стране этот показатель составляет 70,3%). Отсутствие сухопутного транспортного сообщения в восточной части АЗРФ обуславливает многозвенность и безальтернативность схем транспортного обслуживания в этом районе [6, c. 8]. Все вместе это значительно увеличивает транспортные издержки, затраты на перевозки и обеспечение арктических регионов жизненно важной продукцией, а также повышает уровень транспортной дискриминации населения.

В наших исследованиях, проводимых ранее [7-9], неоднократно отмечалось, что по плотности наземной транспортной инфраструктуры территории АЗРФ отстают от среднероссийского уровня в разы. Результаты расчетов уровня транспортной обеспеченности АЗРФ в этом отчетном году вновь подтвердили данное положение. Так, в 2018 г. плотность железных дорог АЗРФ составила всего 11,2 км на 10000 км2 территории — это в 4,3 раза меньше чем в среднем по стране (50,5 км на 10000 км2 территории), а плотность автомобильных дорог с твердым покрытием — 8,8 км на 1000 км2 территории, что более чем в 7 раз ниже среднероссийского значения (62,8 км на 1000 км2). При этом более 50% существующих в АЗРФ автодорог не отвечают нормативным требованиям (в Архангельской области и Ненецком АО эти показатели превышают 80% для дорог регионального и более 90% для местного значения).

В целом анализ показал, что, несмотря на позитивные изменения в работе отдельных видов транспорта, связанные с началом реализации национальных стратегических приоритетов по освоению природных ресурсов Арктики, транспортная отрасль АЗРФ по-прежнему характеризуется недофинансированием ее текущего функционирования, а также неразвитостью и неравномерностью транспортной инфраструктуры. Решение этих проблем чрезвычайно сложная и многокритериальная задача, которая должна решаться в увязке с пространственным развитием арктических территорий.

Список литературы:

  1. Воронина Е.П. Транспортное освоение арктических территорий: стратегические задачи и анализ рисков // Арктика: экология и экономика. — 2017. — № 3 (27). — С. 61-68. DOI:25283/2223-4594-2017-3-61-68;
  2. Кондратов Н.А. Особенности развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России // Географический вестник. — 2017. — № 4 (43). — С. 68–80. DOI17072/2079-7877-2017-4-68-80;
  3. Коновалов А. М. Транспортная инфраструктура российской Арктики: Проблемы и пути их решения // Арктика: зона мира и сотрудничества. — М.: ИМЭМО РАН. — 2011. — С. 120-141.
  4. Серова Н.А., Серова В.А. Специфика функционирования арктической транспортной системы // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. — 2019. — № 3 (21);
  5. Серова Н.А., Серова В.А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. — 2019. — № 36. — С.42-56. Doi: 17238/issn2221-2698.2019.36.4
  6. Грузинов В.М., Зворыкина Ю.В., Иванов Г.В., Сычев Ю.Ф., Тарасова О.В., Филин Б.Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве // Арктика: экология и экономика. — 2019. — № 1 (33). — С. 6-20. Doi: 10.25283/2223-4594-2019-1-6-20.
  7. Серова Н.А., Серова В.А. Транспортная инфраструктура российской Арктики: современное состояние и перспективы развития // Конкурентоспособность в глобальном мире. — 2017. — № 12 (59). — С. 1269-1272;
  8. Шпак А.В., Серова В.А., Биев А.А. Современные проблемы транспортной инфраструктуры регионов российской Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2014. — № 6 (43). — С. 31-36;
  9. Серова В.А. Проблемы транспортной обеспеченности Севера: социальный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 32. — С. 66-71.