ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

12 августа 3:46
Общее понятие точения по дереву



Среди механизированных видов обработки древесины точение относят к наиболее древним. Вытачивание из дерева, как и резьба по дереву, является одним из наиболее распространенных видов художественной обработки древесины. Простота операции и возможность быстрого изготовления точеных изделий, достижение высокой степени их полировки, лаконизм и гармония форм — все это способствует широкому применению данного вида обработки древесины. Токарная обработка древесины является также одним из видов художественной обработки материалов; так называемое художественное точение, которое издавна применялось для изготовления мебели, посуды, игрушек, различных элементов декорирования, как предметов домашнего обихода, так и различных строительных конструкций



Для художественного точения пригодна древесина многих пород. Наиболее используемые породы это: дуб и ясень, яблоня и груша, клен и береза, бук, сосна, ольха и липа. Каждая порода обладает определенными качествами, присущими только ей. Каждый мастер, планируя свою работу, учитывает и использует эти качества (подробнее можно узнать об этом в книгах Г.Я. Федотова – “Волшебный мир дерева” и А.В. Березнева – “Резьба по дереву”, а также по материалам интернет-сайтов).
При вытачивании резание осуществляется путем вращательного движения заготовки и продольного (осевого), а также радиального и тангенциального перемещения режущего инструмента — подачи. В домашних условиях используют токарные станки, где подача осуществляется не механическим путем, а вручную, что требует от исполнителя определенных знаний и опыта. В зависимости от вида обработки поверхностей, различают различные режимы резания при точении: обтачивание, растачивание, подрезание (торцевание). Есть еще и такие, как подрезание уступов, вытачивание канавок, нарезание резьбы и т. д.



Для получения подробностей, имеющих форму тел вращения, их обрабатывают на токарных станках.



Наиболее распространены центровые, лобовые и бесцентровые токарные станки.



На центровых станках обтачивают длинные подробности сравнительно маленького диаметра. Заготовку закрепляют меж центрами передней и задней бабки.



На лобовых станках обрабатывают плоские подробности значимых размеров, закрепляя их на планшайбе передней бабки; задняя бабушка отсутствует.



Бесцентровые (круглопалочные) станки служат для производства подробностей цилиндрической и конической формы. Режущий аппарат станка — полая ножевая картина, в которой режущие кромки ножей ориентированы внутрь. Обрабатываемая заготовка подается вдоль оси вращения головки.



Точение — это переработка древесины резанием, при котором из заготовки( болванки) получают тела вращения( к, примеру, цилиндры, конусы, шары) и их различные сочетания ( к, примеру, конус и цилиндр, шар и конус).



Различают последующие главные виды точения древесины: осевое( продольное), тангенциальное, лобовое и радиальное. Наиболее распространено осевое точение при изготовлении подробностей цилиндрической и конической форм.



По качеству отделки распознают черновое и чистовое точение.



Точат древесину на токарных станках по бревну. Для осевого точения используют традиционно центровые токарные станки с прирученный или механической подачей резцов.



Инструмент для токарных работ.



Вид токарного прибора – стамесок (резцов) зависит от конструктивных особенностей станков, на которых их используют.



Стамески разделяются на ручные — для работы на станках с подручниками и суппортные — для работы на станках с механической подачей.



Ручные резцы для чернового точения — полукруглые желобчатые стамески шириной режущей кромки от 6 до 50 мм. с углом заострения 25…30



Углубления и внутренние полости вытачивают резцами, имеющими форму крючка. Крючки с 2-мя режущими лезвиями употребляют для сглаживания шероховатостей дна и стен выточенной полости



Резьбу различного профиля исполняют особыми резцами — гребенками.



Основные контрольно-измерительные приборы, применяемые при точении: кронциркуль и нутромер — поэтому для измерения наружных и внутренних диаметров; масштабная линейка, шаблоны. Применяют штангенциркуль.



Практическая часть

  1. Организация рабочего места:
  • перед началом работы осмотреть станок и приспособления;
  • подготовить необходимые режущие инструменты;
  • подготовить необходимые контрольно-измерительные инструменты;
  • подготовить заготовку согласно указаниям операционной карты;
  • надеть спецодежду
  • внимательно изучить инструкцию по охране труда;
  • доложить учителю о готовности;
  • приступить к работе.
  1. Изготовление детали:
  • Вам предлагается операционная карта с неполными данными;
  • Заполните пробелы;
  • Изучите чертеж предлагаемой детали;
  • Изучите образцы и рисунки (фотографии) готовых изделий;
  • Вы можете разработать собственную конструкцию детали, составив ее чертеж;
  • Внесите изменения в операционную карту, если считаете их необходимыми;
  • Подберите заготовку с учетом всех требований, в том числе требований безопасности;
  • Приступите к работе по изготовлению предлагаемой, либо собственно разработанной детали;
  • Все операции выполняйте в соответствии с требованиями операционной карты и инструкции по охране труда;
  • По окончании работы приведите в порядок рабочее место: уберите опилки со станка; разложите инструменты установленном порядке; снимите спецодежду, приведите себя в порядок.

Методика обучения токарному делу



Обучение школьников работе на токарном станке имеет важное значение для развития образовательных и воспитательных способностей: развивает технологическую культуру, содействует эстетическому и творческому развитию личности, наиболее удачной самореализации, социализации в среде ровесников, профессиональному самоопределению. Овладение технологией художественной отделки древесины учителем технологии и предпринимательства и способом обучения ей школьников гарантирует нужную социальную защищенность преподавателя, его конкурентоспособность.



Для более действенного обучения школьников обработке древесины нужна особая подготовка учителя технологии и предпринимательства к такой деятельности. Причем указанная подготовка должна носить интегративный характер, то есть включать в себя не только создание общепедагогических и методических умений, но и высочайшую степень овладения технологией отделки древесины, эстетическое формирование будущих профессионалов.



Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и руководимых им учащихся, направленных на изучение системы познаний, умений и навыков, создание умения использовать их в жизни, на практике, формирование автономного мышления, наблюдательности и остальных познавательных возможностей обучающихся, изучение культуры умственного и физиологического труда, создание основ мировоззрения.



Современное сообщество равномерно переориентирует цели развития человека с кристально научно-технического прогресса на реализацию способностей и ценностей человека в нем. Традиционно межпредметные связи в содержании обучения проходят на уровне учебного предмета и учебной информации (А. С. Антонов, Ю. И. Дик, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, А. А. Пинский, А. В. Усова и др.) Однако научно аргументированное построение содержания просит отбора и структурирования учебной информации, что приводит к поэтапным технологическим инвестициям в инвариантное содержание образования. В исследованиях ряда экспертов изучены отдельные трудности в теории развития интегрированного подхода в образовании (М. Н. Берулава, Е. И. Бражник, Б. Н. Воронин, А. И. Еремин, А. Я. Данилюк, С. И. Жарков, Л. П. Ильенко, В. Н. Куровский, А. Н. Непомнящий, А. В. Трумин и др.). Современная школа призвана обучить обучающегося познавательной мобильности, оптимальному отбору, эффективному усвоению насыщенной информации.



На основе наблюдения 6-7 классов Школы 7 г. Якутска было выявлено, что большинство учеников проявляют интерес к точению больше, чем к другим методам обработки древесины. На основе данного наблюдения можно сделать вывод, что как вид обработки дерева и творчества интересен учащимся и его можно использовать для внеурочной работы.



 



ЛИТЕРАТУРА

  1. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00844789_0.html
  2. https://tokar.guru/stanki-i-oborudovanie/dlya-raboty-s-derevom/tokarnye-raboty-po-derevu-osobennosti-tocheniya-na-tokarnom-stanke.html
  3. https://drevogid.com/instrumenty/stanki/rabota-na-tokarnom-stanke.html