МАСТЕР ХОМУСА

2 января 10:32
В Якутии хомус был и остаётся основным музыкальным и духовным инструментом, и традиция изготовления хомусов передавалась непосредственно из поколения в поколение, не прерываясь с давних времён. Якутский хомус отличается характерным плотным звуком, изготовляется из стали ковкой. Большие размеры язычка позволяют добиваться длительных нот, громкого, отличимого от любого варгана других народов звука, управляемого практически всеми полостями тела. Якутский хомус по праву может быть назван классическим шаманским инструментом: длительные вибрации его язычка слышны не только человеческому уху и прокладывают играющему дорогу в мир духов и Земли.



Хомус относится к тем немногочисленным музыкальным инструментам, которые с доисторических времен дошли до сегодняшнего дня в практически неизмененном виде. [1]



Хомус — гордость, один  из брендов  Вилюйского улуса. Испокон веков здесь проживали именитые мастера — изготовители хомуса.  Улус имеет весомый  вклад в пропаганде, популяризации старинного национального инструмента хомус, развитии хомусной музыки. Создателем  Центра и музея хомуса мира является уроженец улуса доктор филологических наук, заслуженный работник культуры  Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Иван Егорович Алексеев — Хомус Уйбаан. Руководители  известных в мире этно-групп «Айархаан» и «Дьеьегей» Альбина Дегтярева, Клавдия Хатылаева родом из Вилюйских деревень.



Знаменитый мастер современных хомусов  Иван Федорович Захаров — Кылыадьы Уус — один из ярких представителей якутского народа. Он вошел в историю развития якутской культуры как замечательный мастер хомуса.



Родился в 1920 году в местности Акы села Екюндю Вилюйского улуса. Иван Федорович трудовую деятельность начал с 13-ти лет кузнецом в колхозе. Из 33-ти отработанных лет, 7 лет он работал секретарем и председателем исполкома, а с 1975 г. ушел на заслуженный отдых и стал заниматься любимым кузнечным делом: отливал женские украшения (серьги, нагрудные украшения, кулоны, перстни), начал делать хомусы.  Талант мастера таится в технологии изготовления хомуса, которая передавалась ему от прадедов. Иван Федорович является представителем седьмого поколения мастеров хомуса, начиная от дедов Тойбохой — Федора, Захара, Андрея, Константина, Спиридона и отца Федора. Насколько он почитал дух своих предков можно судить по такому примеру. Из кузнечных принадлежностей от дедушки-кузнеца осталась у него плоская удлиненная железка с просверленными отверствиями разных размеров. По-якутски такое железка называется «чуолбан тимир». Если исходить из того, что любая кузнечная снасть имеет запрятанную вовнутрь магическую, колдовскую силу, то эта плоская болванка, по поверью кузнецов, превосходит всех во много раз. С этим талисманом Иван Захаров не расставался никогда, даже во время поездок, командировок. По его глубокому убеждению, духи предков зорко следят за своим отпрыском, оберегают его от разных козней и превратностей судьбы. У него есть и другое поверье: предки-родоначальники заранее предначертали границу потомственной профессии. Он не считает себя последним кузнецом, представляющим седьмое колено из рода Федора Тойбохоя. По преданиям, Тойбохой Федор в своем завещании сказал: «Если  решено, что мой род не продолжится, то на моей могиле вырастет осина, а если продолжится на многие поколения, то на могиле моей будет расти лиственница». На могиле Тойбохой Федора действительно стоит могучая лиственница, разбросав свои ветви. Иван Федорович – кузнец седьмого поколения. Он каждый год обязательно посещал свои родные места, встречался со своими земляками. Мы, дети, очень радовались этим дням. Там неповторимо красивая природа, речка, где каждый обязательно искупнется.



Иван Федорович внес новую технологию, успешно заменившую традиционную ковку инструмента литьем из различных металлов из серебра, меди, латуни, стали. Остановился на оптимальном варианте корпуса с составом из латуни с примесями железа. Он воссоздал двухязычковый хомус. Большая партия сувенирных  хомусов с ювелирными украшениями выставлялись в музеях республики, в Новосибирске, Москве, Монголии, Австрии, Норвегии. Свои хомусы он посвящал знаменательным датам: 40-летию Победы, 350-летию Абыя, г. Вилюйска, воссоединению Якутии в состав Российского государства. Выполненные его руками инструменты отличаются друг от друга по тембру, силе звучания, по внешнему оформлению с барельефами  известных героев, птиц и животных Якутии с красиво оформленными футлярами. Иван Федорович — обладатель высоких званий мастера музыкальных инструментов, лауреата народного творчества, герой фильма «Эхо веков» Центрального телевидения. О творчестве старейшего мастера сняты телепередачи, изданы брошюры, книги.



Известен Иван Федорович как прекрасный тойуксут, запевала осуохая, исполнитель драматических отрывков из произведений якутских писателей. По всей Якутии известны его тойуки: «Славлю Великий закон», «Люблю Вилюй», песня на его стихи «Мастаах эбэкэм» с мелодией Диамида Константинова. В 1988 г в Иркутске были проведены Дни якутского искусства и литературы, где после выступления Ивана Федоровича  секретарь Куйбышевского райкома написал следующее: «Уважаемый Иван Федорович! Совершенно случайно мы не пустились в пляс под ваш шаманский бубен. Доходит до самого сердца! Спасибо за Ваше искусство!». А ученый из Новосибирска написал : «Рад успеху выставки нашего друга, старого знакомого Ивана Федоровича Захарова, с чьим именем, изумительным искусством мне удалось познакомиться в его гостеприимном доме в г. Вилюйске во время нашей фольклорной экспедиции 1986 г. Тогда нам удалось из его уст записать образцы исполнительского мастерства в жанре тойук и алгыса, часть которых войдет в книгу «Обрядовая поэзия якутов» в 60-ти томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Талант И.Ф.Захарова многогранен, но все стороны этого таланта объединяет одно – верность лучшим традициям якутского народа. И.Ф.Захаров полон сил, творческих замыслов. Пожелаю ему от всей души новых радостей. Заместитель главного редактора серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», заведующий сектором фольклора ИИФ и ФСО АН СССР, доктор филологических наук Александр Бадмаевич Соктоев. 9 августа 1987 г».



Иван Федорович  очень ценил И. Е. Алексеева, считал его «своим единственным ученым, советником». Статьи И.Е. Алексеева о Кылыадьы Уус печатались в республиканских газетах, иностранных  журналах, организовывал выставки его хомусов в различных странах, в том числе и в Америке. Иван Федорович с уважением вспоминал  Егора Спиридоновича Шишигина. Кандидат исторических наук Е.С.Шишигин сопровождал И.Ф.Захарова в его поездках в  Москву, Иркутск, Ленинград. Организовывал его выставки перед иностранной делегацией, вместе много пропагандировали культуру якутского народа.



Под  руководством Ивана Федоровича Захарова в 90-е годы были открыты Дом хомуса в г. Вилюйске,  школа обучения мастеров-изготовителей, где обучались 50 человек. Сегодня в улусе проживают 11 мастеров — изготовителей. Среди них мастера международного уровня, обладатели I места Р.Г. Чемчоев,  III места —  П.Ф. Осипов. Их хомусы широко известны в Монголии, Австрии, Германии, Америке, Канаде.  Сегодня Дом хомуса носит имя  И.Ф. Захарова — Кылыадьы Уус. [2]



 



Литература

  1. Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. – Якутск: Якутский филиал СО АН СССР, 1988. -20 с.
  2. Мир саха: народное искусство = Саха эйгэтэ: норуот айымнньыта = The World of Sakha: Folk Art . — Якутск: Бичик, 2014. – 240 с.