РОЛЬ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

30 января 5:02
Современное  образование  перешло на  ФГОС.  Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать  целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.



Ребенок  не  рождается  с  готовыми  умениями.  Но,  у  него  с  рождения  имеются  задатки  способностей,  таланта.  И,  чтобы  развить  эти  его  качества,  нужен  особый  подход  в  его  воспитании  и  образовании. Как  учитель,  работающий  в  школе,  внедряю  в  процесс  обучения  своего  предмета  проектный метод.



 



            Данной технологии заключается:

  • в повышении эффективности урока;
  • в создании условий для формирования активной самостоятельной и инициативной позиции творческой личности;


Проектный метод — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дают возможность учащихся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.



Существует несколько подходов к классификации проектов.



Проекты подразделяют на группы:



1) практико-ориентированный проект;



2) исследовательский проект;



3) информационный проект;



4) творческий проект;



Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов декоративно-прикладного искусства.



В  обучении  выполнения  творческих  проектов  направляет  весь  образовательный  процесс  в  целях  развития  каждого  ученика.  Поэтому  проектное   обучение — это  развивающее обучения.



Проекты могут быть: минипроекты – в течение 1 урока, краткосрочные – в течение 1-5 уроков, среднесрочные – 1-2 месяцев, долгосрочные – до 1года



Большую  роль  играет  выполнение  школьниками  творческих  проектов  по  такому  предмету,  как  «Технология». По  этой  дисциплине  девочки  используют  уже  имеющиеся  знания по конструированию  и  моделированию  швейных  изделий,  проектированию,  рукоделию  и  другие.



Они  находят  практическое  применение  навыкам  построения  выкроек,  чертежей,  выполнение  различных  технологических  операций,  изучают  декоративно-прикладное  искусство,  историю  одежды,  аксессуаров,  виды  технологий  обработки  текстильных  материалов,  развивают  целый  ряд  навыков  и  совершенствуют  свои  эстетические  и  нравственные  качества.  Проектная  деятельность  положительно  влияет  на  такие  качества  личности  учащихся,  как  творческий  подход  к  делу,  инициативность,  трудолюбие.  Это  деятельность,  которая  способствует  развитию  практически  всех  интеллектуальных  способностей  в  одном  проекте,  поэтому  технологическое  образование – это  важная  часть  общего  образования.



В  течение  учебного  года  учащиеся  могут  выполнить  до  четырех  творческих  проектов.  Выполнение  проекта – это  целостный  процесс  исследования,  обдумывания,  принятия  решения,  планирования,  изготовления  и  оценки  изделия.

Исследовательский  этап

  • Выбор темы  проекта
  • Формулировка проблемы
  • Исследование проблемы
  • Цель проекта
  • Составление схемы
  • Выбор технологии  изготовления
  • Организация рабочего  времени

Технологический  этап

  • Выполнение технологических  операций

Заключительный  этап

  • Анализ и  оценка  проекта
  • Защита готового  изделия


Схема изготовления проекта: Проблема — План работы — Поиск идей —  Оборудование и инструменты — Выбор конструкции изделия —  Технологическая   карта  —  Изготовления изделие.



Проект —  самостоятельно выполняемый учащимися комплекс работы, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.



Результативность проектного метода состоит:

  • результат своей деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;
  • происходит развитие умений анализировать свои действия, давать им оценку, увидеть проблему, принять решение и нести ответственность за свой выбор.
  • Проектный метод является исследовательским методом, способным формировать у учащихся опыт творческой деятельности.


Для учащихся  формируются и отрабатываются навыки сбора  и  анализа информации. Навыки публичного выступления. Умение выражать  идеи  и   мысли. Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.  Повышается самооценка  детей.



Все вышеперечисленное дает учащимся  возможность, выйдя из стен школы, стать успешной, творческой, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.



Для учителя отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества. Имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.  Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.



За  годы  педагогической  работы,  я  убедилась   в  том,  что  максимум  усилий  необходимо  направлять  на  формирование  у  школьников  устойчивого  интереса  к  учебе.   При  этом  условии  можно  добиться  повышения  качества  знаний,  развития  воображения  и  творческих  способностей.  На  помощь  учителю  здесь  приходит  метод  проектов.  Впервые  я  предприняла  попытку  реализовать  метод  проектов  в  2001  году.  Тогда  мои  ученики  выполнили  проекты «Белеет  парус  одинокий»  и  «Оригами – это  бумажный  мир,  мир  творчества»,  которые  на  улусных  научно – практических  конференциях  «Окно  в  науку»,  «Шаг  в  будущее»  заняли  призовые  места.  Это  стало  стимулом  для  дальнейшего  развития  у  моих  учеников  интереса  к  проектной  деятельности.  Мои  воспитанники  становились  лауреатами,  призерами и дипломантами  в муниципальных,  региональных и  всероссийских конкурсах  прикладного творчества.  Они  на  научно  — практических   конференциях  школьников  «Шаг  в  будущее»,  «Окно  в  науку»  и  «Даниловские чтения»  занимают  призовые  места.  Проектные  работы  учащихся  обращают  на  себя  внимания  и высоко  оцениваются  для посетителей  выставки  декоративно – прикладного  искусства.



В заключении  хочу отметить, что  внедрение  на  уроках  метода  проектов  открывает  значительные  возможности  для  повышения  качества  обучения.  Использование  метода  проектов  способствует:

  • развитию самостоятельности  у  школьников;
  • учат объективно  оценивать  свою  деятельность;
  • развивает коммуникативные  навыки;
  • развивает организационные  и  рефлексивные  способности;


В  итоге  хочется  отметить,  что  при  правильной  организации  учебно – воспитательного  процесса  проектный  метод  применим  в  обучении,  и  этот  метод  дает  хорошие  результаты.



 



 



Литература

  1. Акимов В.В.    Образовательная  область    «Технология»  и  современное  образование:  методические  разработки  для  студ.  высш.  учеб. заведений  по  спец.  06.00 – «Технология  и  предпринимательство».  – Якутск:  изд-во  ЯГУ, 2005. – 20 с.
  2. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель – 2000. — № 4 — С. 52-55
  3. Павлова М. Б.  Питт  Д.  Образовательная  область  «Технология»:  теоретические  подходы  и  методические  рекомендации.  – Н.  Новгород:  Нижегородский  гуманитарный  центр,  – 96 с.
  4. Иванов В.П.  Реализация  метода  проектов  при  подготовке  учителей  технологии  и  дизайна:  Науч.  Ред.  Барахсанова  Е.А. – Якутск,  – 59 с.


Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.