БЕРЕСТЯНОЕ РЕМЕСЛО

15 мая 7:53
Народ Саха издревле использовал для домашнего обихода и охотничьего снаряжения различные вещи, сшитые из бересты, которые отличались многообразием форм, размером и щедро украшались орнаментом. Так, в хозяйственном инвентаре якутской семьи как у других сибирских народов было много берестяной посуды. Выбор материала объясняется тем, что береста верхний слой коры березы, дерева, обильно произрастающего в Якутии, и обладает высокой прочностью, гибкостью, устойчивостью к гниению. Береста известна испокон веков как гигиеническое и лечебное средство, а также как предмет культовых обрядов, лекари и шаманы широко использовали для исцеления больных берестяные фигурки. Искусные мастера изготовляли из бересты обшивку урасы, которая выглядела необычайно нарядной. Якутские мастера делали также и другие необычные, оригинальной формы предметы из бересты. Такие берестяные изделия как у якутов не встречаются больше нигде. Большое значение придавалось оформлению изделий при помощи различных прорезей, надрезов, шитья из бисера, конских волос и т.д. Для искусного украшения требовалось исключительное воображение, высокое мастерство умельцев как мы уже отметили выше, берестяным ремеслом обычно занимались женщины. [1]



Береста привлекала не только своей практичностью, как материал для изготовления предметов быта, но и имела обрядовое значение, связанное с почитанием березы в традиционной религии якутов. Природной средой обитания якутского народа с момента его возникновения как этноса на территории современной Якутии или даже раньше во времена крымского государства в Прибайкалье, были леса, тайга, поэтому и возник культ почитания дерева, в частности березы. В якутской мифологии береза является деревом айыы, то есть божеств верхнего мира. По представлениям наших предков дух местности Дойду иччитэ выбирает своим обиталищем красивую высокую березу, часто отдельно стоящую. Береза, таким образом, является священным деревом, помогающим защититься от негативного воздействия злых духов, обитателей нижнего мира, приносящих по поверьям лишения, болезни и смерть. Об этом свидетельствует то, например, что в старину во время эпидемии оспы топили печи — камельки только березовыми поленьями, а когда приходилось ночевать в доме, где по слухам обитали бесы или злые духи, в каждый угол дома (юрты) ставили для защиты опять же березовые поленья. Из нароста на стволе березы удьур5ай изготовляли рукоятки ножей, а из березовой чаги готовили напиток и пили как чай.



Большие старые березы очень берегли, не допускали к ним детей, называли Ытык масс — священным деревом. Таким образом, изготовленные из березовой коры берестяные изделия приобретали кроме практического значения еще и дополнительное не менее важное культовое значение. Можно предположить, что украшение берестяных изделий богатым орнаментом связано в определенной степени с уважительным отношением к материалу. Конский волос, из которого изготовляли нити для шитья изделий из бересты, также считался священным материалом и использовался в культовых целях, так как лошади были у якутов священными животными. К вопросу об истории возникновения и развития берестяных изделий у якутов нужно отметить, что ремесла по художественной обработке дерева и бересты на протяжении трех предшествующих веков в большей части продолжали существовать, сохраняя свою первозданную природу. Изделия этих ремесел были рассчитаны на удовлетворение потребностей семей самих мастеров. Только в конце XIX века берестяное ремесло стало приобретать промысловый характер, началось производство, рассчитанное на рынок.



В отдельных местностях, близких к рынку города Якутска, промысловый характер имело изготовление берестяных туесов, отчасти деревянных коробок с резной и аппликационной орнаментацией. В связи с выделки, берестяных изделий для продажи, в этом традиционном чисто женском ремесле стал применяться и мужской труд: он был необходим для заготовки сырья в значительном количестве. Сдирание бересты и изготовление самой посуды производилось в промежутках между 15 июня и 8 — 10 июля, то есть до начала покосов. Перед обдиранием бересты совершался обряд с целью милостивать духов-покровителей местности: стоя перед березой, исполнялся алгыс с просьбой о прощении и описанием вещей, которые исполнитель собирается сделать из бересты. Для диких зверей развешивали на ветвях березы сырую печень и легкие лошади, разводили огонь, который, преклонив колени, кормили конским волосом и другой ритуальной пищей. [2]



Для прослеживания истории развития берестяных изделий важное значение имеют материалы и результаты археологических раскопок, которые проводились в советское время на территории Якутии и позволяют восстановить довольно цельную картину исторического прошлого Якутии. В частности, во время раскопок были выявлены предметы материальной культуры и искусства, непосредственно предшествующие современным этнографическим материалам и представляющие собой памятники собственно якутской культуры. Для нашего исследования из всех этих материалов представляет интерес найденные в разных районах Якутии довольно многочисленные остатки урасы — берестяного жилища якутов, которое, несомненно, является наиболее самобытным и сложным по пополнению изделием старинных якутских мастеров, вобравшим в себя все многообразие техник и приемов традиционной обработки бересты. В берестяной урасе более чем в других якутских строениях сосредоточены элементы самобытного народного прикладного искусства, и вся ее композиция своим художественным единством представляет определенный архитектурный стиль.



По всей вероятности, наши предки стали использовать бересту для изготовления различной домашней утвари еще в те времена, когда жили в южных лесостепях, где обильно произрастает береза. Приехав на берега Лены, они получили возможность и далее развивать это ремесло, так как здесь береза растет очень густо. Можно предположить, что на выбор местожительства повлияло в числе других причин и наличие березовых лесов. Береста отличается прочностью, хорошо прошивается, поэтому используется для самых разных изделий. Из больших кусков бересты таспа туоЬа шили покров для урасы. Вываривая кусочки бересты в воде, делали поплавки для рыболовных сетей илим хото5оЬо. Из свежесодранной бересты шили лодки тыы, детские колыбели. Из бересты делали жвачку, что несомненно было полезно для зубов и десен. Берестяным дегтем смазывали лодки для водонепроницаемости. Окна летних юрт и амбаров были берестяными. Шаманы для камлания изготовляли себе похожих на людей (антропоморфных) идолов из бересты. Если человек умирал, плохой смертью шаман делал берестяную сумку туктуйэ, в которую загонял злых духов. Излюбленными игрушками якутских детей были сделанные из берестяных обрезков коровы и лошади.



Большую часть посуды наряды с деревянных, также составляли искусные изделия из бересты, поэтому описание якутских берестяных изделий мы начнем с берестяных сосудов.



Главным преимуществом берестяной посуды от металлической и деревянной была ее необычная легкость, к тому же пища в ней долго не портилась. На изготовление и уход за берестяной посудой, сама первоначальная обработка бересты требовали и сноровки, поэтому впоследствии из бересты была вытеснена из-за прихода современной посудой.



Посуда чабычах использовали для самых молочных хозяйственных целей: для охлаждения молока, приготовления рыбы, хранения муки, изготовления масла, для зимнего хранения топленого масла, в которое добавляли землянику. В старину, не было тазов, в них стирали одежду.



Кроме сосудов сугубо хозяйственного назначения существует нарядная посуда для особых случаев, которая хранилась в семье, передаваясь из поколение в поколение: матарчаах,  туос маллаах иЬит.



При изготовлении берестяной посуды применяли различные технологические приемы в зависимости от ее назначения. На изделия, предназначенные для праздничных случаев, способом тиснения и штамповки наносили орнамент в виде стебля, цветка, лиры. Все щедро украшалось лоскутами цветной ткани, бисером, пучками конских волос. Иногда для отделки использовали бересту ручных цветов. Добивались нужные окраски, применяя отвар ольховой или лиственничной коры. Своеобразно красновато- коричневый цвет приобретала береста и после копчения, когда ее тщательно смазывали сливками и некоторые время держали над огнем. И так берестяные посуды, предназначенные для праздничных случаев, получалось очень красивые и сенные.



Как говорилось выше, берестяные изделия якутов отнюдь не ограничивались посудой.  Изготавливали и другие интересные изделия: игрушки, украшения, домашнюю утварь амулеты, ножны. [1]



Из крупных предметов можно назвать берестяную лодку – туос тыы, ураса.



Как видим, якуты достигли высокого уровня, можно сказать, совершенства в использовании такого природного материала как береста. Береста восполняла почти, что все потребности людей в быту: из нее строили жилища, изготовляли домашнюю утварь, в том числе самую разнообразную посуду, мебель, приспособления для рыболовства и украшения.



 



Литература

  1. Архипова Н.Д. Древние культуры Якутии. – Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. – 110 с.
  2. Докторов П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и современность). – Якутск: изд-во ЯГУ, 1999. – 165 с.