И каждая школа идет по своему пути решению данной задачи. Не исключение стала и Токкинская школа, в учебном процессе которой предполагалось, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Чтобы раскрыть творческий потенциал учащихся в школе в учебно- воспитательной процессе были содействованы различные предметные и учебные кружки. Время показало . что одной из действенных форм обучение и воспитание одаренных детей является историческое краеведение, где раскрывается творческий потенциал и самоактуализация личности в процессе изучения истории родного края , как модель выпускника Токкинской школы .
Для эффективной и результативной работы кружка «Поиск» и детской организации «Ирдэбил» , для индивидуальной программы развития обучающегося были разработана авторская программа «Ирдэбил» состоящая из 4 разделов охватывающая историю изучения родного края.
Цель программы: самоактуализация личности через реализацию индивидуального исследовательского маршрута.
Индивидуальный исследовательский маршрут программы «Ирдэбил», основана на выборе исследуемой темы которую в течении определенного времени изучает и реализует в виде проекта или полноценного исследования
Программа основана на принципах
- научного подхода к процессу исследования ( проблема должна быть не выдуманной, а реальный, интерес должен быть не искусственным, а настоящим
- На осознанности ( как проблема, цели и задачи, так и хода исследования его результатов
- самодеятельности ( пропустить через себя тему исследования )
Формы работы детской организации «Ирдэбил»
- Индивидуальный подход и научное сопровождение исследования
- Дополнительные занятия подготовка к НПК
- Участие во Всероссийской республиканских конференциях по краеведению школьников
- Консультации ученых СВФУ, археологии, этнографии
- Выезд активистов по обмену опытом в школах республики
- Посещение исторических мест во время каникул
- Использование современных средств информации (Интернет), в исследованиях
- Проектно – исследовательская деятельность;
- Создание детских видео материалов по краеведению
- Участие в школьной экспедиции
Как показала практика эффективность разработки индивидуального исследовательского маршрута программы «Ирдэбил» обуславливается рядом условий:
- — осознанным выбором и изучением краеведческой темы как способ самоопределения, самореализации и проверка успешности выбора темы для дальнейшего исследования .
- — осуществлением научно- методическим сопровождением и информационной поддержки процесса разработки индивидуального исследовательского маршрута обучающегося;
- — активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального исследовательского маршрута;
Благодаря усилиям членов детской организации «Ирдэбил»
- Исследованы и изучены археологические материалы, который позволяет сделать гипотезы и версии о проникновении тюркского компонента Х и ХI в.в. по бассейнам рек Токко, Чары, Олекмы
- Изучена этническая история Чаринских якутов
- Исследована история Чаринского фольклора в этнографическом аспекте
- История олекминских родов
- Даны новые интерпретации наскальных рисунков Суруктаах-Хайа
- Исследована и изучена история села с конца 16 века по настоящее время
- Тунгусские и якутские роды и племена на территории Олекминского улуса в конце 16 века
- Тюрко-монгольский пласт топонимов Олекминского района
- Открыты неизвестные страницы истории края Чаринского зимовья, восстание Балтуги Тимиряева, Медвежьей Пади и др.
Реализация программы дала следующие положительные результаты:
- Изучение истории ведется целенаправленно и постоянно связано с изучением истории родного края (улуса) с помощью историков- краеведов, музейных и научных сотрудников.
- Углубленное изучение края на основе исторических документальных и архивных данных воссоздала правдивую историю родного края.
- Систематизация накопленного материала и публикация на уровне улусных и республиканских газет , создана летопись истории с. Токко
- участие в республиканских, российских конкурсах. В итоге индивидуальный исследовательский маршрут программы «Ирдэбил» создал все условия для самовыражения и самореализации обучающегося в изучении истории родного края.
За тридцать лет обучение по данной программе прошли более 450 детей . С 1985 по 2017г.г.
По программе «Ирдэбил» реализуя свои исследования и проекты в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», с 1985 года по 2015 года подготовлено 11 лауреатов и более 50 призеров. Многие из них были участниками президентской елки в Якутске. Более 70 статей было опубликовано в местной и республиканской СМИ.
Комплексная программа «Ирдэбил» по изучению родного края , не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной этапа обучения в другую, предоставляет каждому ребенку индивидуальный исследовательский маршрут возможность проявить себя в научно-исследовательской деятельности , принять в участие в школьной экспедиции и быть сопричастным в раскрытие неизведанных страниц истории своего края.