И  каждая   школа   идет  по своему   пути решению   данной  задачи.  Не  исключение     стала   и   Токкинская   школа, в  учебном  процессе которой  предполагалось, что  ребенок должен  соответствовать стандарту   тех  требований,  которые к нему предъявляются. Чтобы   раскрыть   творческий  потенциал  учащихся  в   школе  в  учебно- воспитательной  процессе  были содействованы  различные  предметные  и учебные  кружки. Время  показало . что  одной  из  действенных  форм   обучение  и  воспитание  одаренных  детей  является    историческое  краеведение, где  раскрывается  творческий  потенциал  и самоактуализация   личности в  процессе  изучения    истории  родного края , как   модель  выпускника Токкинской  школы .
Для  эффективной  и результативной  работы кружка «Поиск»  и  детской  организации «Ирдэбил» ,   для  индивидуальной   программы  развития  обучающегося  были разработана  авторская    программа  «Ирдэбил» состоящая   из  4 разделов охватывающая историю изучения родного края.
Цель программы: самоактуализация  личности через  реализацию индивидуального исследовательского  маршрута.
Индивидуальный исследовательский  маршрут программы «Ирдэбил»,   основана  на  выборе   исследуемой   темы  которую в  течении  определенного  времени изучает  и реализует в  виде  проекта   или  полноценного  исследования
Программа основана  на  принципах
- научного подхода к процессу исследования ( проблема должна быть не выдуманной, а реальный, интерес должен быть не искусственным, а настоящим
- На осознанности ( как проблема, цели и задачи, так и хода исследования его результатов
- самодеятельности ( пропустить через себя тему исследования )
Формы работы детской организации «Ирдэбил»
- Индивидуальный подход и научное сопровождение исследования
- Дополнительные занятия подготовка к НПК
- Участие во Всероссийской республиканских конференциях по краеведению школьников
- Консультации ученых СВФУ, археологии, этнографии
- Выезд активистов по обмену опытом в школах республики
- Посещение исторических мест во время каникул
- Использование современных средств информации (Интернет), в исследованиях
- Проектно – исследовательская деятельность;
- Создание детских видео материалов по краеведению
- Участие в школьной экспедиции
Как  показала  практика эффективность разработки индивидуального исследовательского  маршрута программы «Ирдэбил»  обуславливается рядом условий:
- – осознанным выбором и изучением краеведческой темы как способ самоопределения, самореализации и проверка успешности выбора темы для дальнейшего исследования .
- – осуществлением научно- методическим сопровождением и информационной поддержки процесса разработки индивидуального исследовательского маршрута обучающегося;
- – активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального исследовательского маршрута;
Благодаря  усилиям членов  детской  организации «Ирдэбил»
- Исследованы и изучены археологические материалы, который позволяет сделать гипотезы и версии о проникновении тюркского компонента Х и ХI в.в. по бассейнам рек Токко, Чары, Олекмы
- Изучена этническая история Чаринских якутов
- Исследована история Чаринского фольклора в этнографическом аспекте
- История олекминских родов
- Даны новые интерпретации наскальных рисунков Суруктаах-Хайа
- Исследована и изучена история села с конца 16 века по настоящее время
- Тунгусские и якутские роды и племена на территории Олекминского улуса в конце 16 века
- Тюрко-монгольский пласт топонимов Олекминского района
- Открыты неизвестные страницы истории края Чаринского зимовья, восстание Балтуги Тимиряева, Медвежьей Пади и др.
Реализация  программы дала  следующие   положительные   результаты:
- Изучение истории ведется целенаправленно и постоянно связано с изучением истории родного края (улуса) с помощью историков- краеведов, музейных и научных сотрудников.
- Углубленное изучение края на основе исторических документальных и архивных данных воссоздала правдивую историю родного края.
- Систематизация накопленного материала и публикация на уровне улусных и республиканских газет , создана летопись истории с. Токко
- участие в республиканских, российских конкурсах. В итоге индивидуальный исследовательский маршрут программы «Ирдэбил» создал все условия для самовыражения и самореализации обучающегося в изучении истории родного края.
За   тридцать лет обучение   по  данной  программе прошли  более 450  детей . С 1985 по 2017г.г.
По программе  «Ирдэбил» реализуя   свои  исследования и проекты в научно-практических  конференциях «Шаг  в  будущее»,  с 1985  года по 2015  года подготовлено  11 лауреатов и  более  50 призеров. Многие из них были  участниками президентской елки в Якутске. Более 70 статей  было опубликовано в  местной и  республиканской  СМИ.
Комплексная   программа  «Ирдэбил»  по  изучению  родного  края , не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной этапа  обучения  в другую,   предоставляет  каждому ребенку индивидуальный  исследовательский  маршрут возможность  проявить себя  в    научно-исследовательской  деятельности , принять в  участие в  школьной   экспедиции  и  быть  сопричастным  в   раскрытие  неизведанных  страниц  истории   своего  края.                

