смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее» (психолог Поль Торренс).
Цель: Развитие творческой одарённости младших школьников через научно-исследовательскую деятельность.
Научно -исследовательская деятельность — это творческая деятельность и не существует общих универсальных правил, по которым она развивается. Для такой деятельности характерны целенаправленность, активность и сознательность, мотивированность. Результатом такой творческой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности, развитие одаренности каждого ребенка.
Одним из направлений научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка к научно-практической конференции. Школьные научно-практические конференции такие, как «Первые шаги» в нашей школе, районная НПК «Я – исследователь» являются итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности учащихся, осуществляемой под руководством учителя. Они дают возможность раскрыться одаренной личности, проявить все качества характера. В моем классе данный вид работы присутствует уже не первый год.
В процессе научно-исследовательской деятельности у младшего школьника формируются такие учебные исследовательские умения как:
— умение видеть проблему;
— умение вырабатывать гипотезы;
— умение давать определения понятиям;
— умение проводить эксперименты;
— умение наблюдать;
— умение делать выводы;
— умение доказывать и защищать свои идеи.
Этапы работы над научным исследованием:
- Я предлагаю ребенку различные тематики и в соответствии со своим интересом он выбирает тему.
- На индивидуальной консультации с ребенком и родителем выбранную тему обсуждаем и составляем примерный план работы.
- Ребенок изучает предложенную мной литературу или литературу, которую определил самостоятельно.
- На основе изученного теоретического материала выполняем исследовательскую или экспериментальную часть работы.
- Совместными усилиями родителей и меня оформляем работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания готовим небольшое выступление для научно — практической конференции.
Результат исследовательской работы:
- Интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка;
- Умение работать с информацией;
- Опыт целеполагания;
- Опыт планирования;
- Расширение кругозора;
- Развитие мышления;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Опыт публичного выступления.
Заключение:
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся моего класса, ориентирована на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них проявить и реализовать себя, т.е. развивать свою социальную и личностную компетентность.
Об эффективности моей работы в данном направлении можно судить по результативности участия учащихся в научно-практических конференциях школьного и районного уровня.
Таблица 1. Достижения уч-ся.
Год | Название НПК | ФИ уч-ся | Тема научно – исследовательской работы | Результат |
2015
|
Школьная НПК «Первые шаги» | Баишева Ксения | «Памятники землякам-воинам ВОВ 1941-45 гг. на территории Жарханского наслега» | 1 м |
Районная НПК «Я –исследователь» | Баишева Ксения | 3 м | ||
2016
|
Школьная НПК «Первые шаги» | Титов Афанасий | «Бизнес-план по выращиванию
|
1 м |
Районная НПК «Я –исследователь» | Титов Афанасий | 3 м | ||
2017
|
Школьная НПК «Первые шаги» | Баишева Ксения | «Эта великолепная якутская лошадь!» | 1 м |
Титов Афанасий | «Бизнес-план развития цветоводства
в начальной школе» |
1 м | ||
Худаев Евгений | «Козье молоко — волшебный напиток» | 2 м | ||
Районная НПК «Я –исследователь» | Баишева Ксения | «Эта великолепная якутская лошадь!» | 2 м | |
2018
|
Школьная НПК «Первые шаги» | Баишева Ксения | «Технология изготовления украшений из рогов изюбра» | 1 м |
Титов Афанасий | «Бизнес-план по реализации заготовок из брусники» | 2 м | ||
Баишева Джулия | «Чудо – дерево береза» | 3 м | ||
Районная НПК «Я –исследователь» | Баишева Ксения | «Технология изготовления украшений из рогов изюбра» | 2 м | |
Титов Афанасий | «Бизнес-план по реализации заготовок из брусники» | Номинация «Юный бизнесмен» |