Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи развития:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные внеурочные занятия;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
- в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
- какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
План работы
№ | Содержание работы | Сроки | Результат |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Сентябрь | Изучение и реализация |
2 | Составление списков мотивированных учащихся | Сентябрь | Списки |
3 | Традиционное школьное соревнование «Кросс нации — 2017» | Сентябрь | Участие 100%
|
4 | Планирование работы | Сентябрь | План |
5 | Составление карты одарённости детей:
|
Октябрь
|
Карта одарённости |
6 | Еженедельные индивидуальные и групповые занятия | в т.г. | |
7 | Внеурочная деятельность | в т.г. | |
8 | Участие в конкурсах творческих работ | в т.г. | Габышева Таня, Титова Даша, Алексеев Семен, Корнилов Алик. |
9 | Интеллектуальный марафон для учащихся 1-4 классов | ноябрь-март | Участие Макаров Вячеслав, Нарахаева Кристина, Ушканов Александр, Алексеев Семен. |
10 | Проведение конкурса «Быстрый счетчик» | ноябрь | Участие 100%
|
11 | Проведение конкурса «Грамотей» | ноябрь | Участие 100%
|
12 | Проведение конкурса чтецов к юбилею П.Тобурокова. | ноябрь | Участие 100%
|
13 | Проведение конкурса рисунков «Красота родной природы» | ноябрь | Алексеев Семен 1 м |
14 | Участие в Республиканской общепредметной олимпиаде для учащихся 1 класса «Моя первая Олимпиада» | ноябрь | Участие 100%
|
15 | Семейная спортивное соревнование ко дню защитников Отечества | февраль | I место — Семья Макаровых |
16 | Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги» | февраль | Исследовательские работы 1м.Нарахаева К.
|
17 | Районный конкурс исследовательских и творческих проектов детей младшего школьного возраста «Я — исследователь» | март | · Диплом II степени Макарову Вячеславу за высокие результаты в научных исследованиях.
|
18 | Районный конкурс докладов «Габышевские чтения» к 100 – летию легендарного снайпера П.Н.Кульбертинова. | апрель | Гойдь Марк, Макаров Слава, Алексеев Семен |
19 | Участие во всероссийских конкурсах: | в т.г. | Сертификаты |
20 | Подведение итогов | Май | Анализ работы |
Список мотивированных учащихся 1 класса 2017-2018 уч.год
За месяц работы (сентябрь) было выявлено, что всем ребятам хорошо дается математика. За этот месяц были проведены: 1 самостоятельных работ и 1 контрольная работа и результаты меня очень порадовали.
- Ушканов Саша
- Алексеев Семен
- Макаров Слава
- Нарахаева Кристина.
Спортивная одаренность есть у Макарова Вячеслава. Он занимается борьбой «Хапсагай» и получает призовые места в районных соревнованиях. У Ушканова Александра тоже есть спортивные данные. Он и Алексеев Семен с большим удовольствием посещают кружок по шашкам.
Хочу отметить, я родительском собрании в сентябре предложила родителям всех обучающихся 1 класса посещать танцевальный кружок, так как в современном мире много детей днем проводит в положении – сидя, танцы помогают развиваться физически, учат детей быть одной сплоченной командой, организованной, формируют и развивают культуру музыкального восприятия, и т.д.
По другим предметам есть разногласия в плане одаренности, средних учеников и слабоуспеваемости. Есть над чем работать.
- Павлов Илья
- Корнилов Алик
- Титова Даша
- Габышева Таня
- Гойдь Марк
- Алексеева Кристина
Одаренных детей буду готовить к олимпиадам и попробую давать задания другие (немного посложнее). Со слабоуспевающими учениками тоже необходимо работать.
По всем предметным урокам (русский язык, чтение, математика, окружающий мир) в 1-м классе за месяц хочу обратить особое внимание на некоторых учеников, которые хорошо работают, понимают материал, хорошая дисциплина, подготовлены к школе (знают алфавит, могут читать, считать)
Анализ работы в 1 классе.
Характеристика класса.
В классе 10 учеников, 4 девочки и 6 мальчиков. 8 учеников 2010 года рождения. Состав сформировался 1 сентября 2017 года. Увлечения учеников в классе самые разнообразные. Среди них — интерес девочек к куклам, к нарядам. Мальчики интересуются техникой. Большой интерес ребята проявляют к спортивным занятиям: 20% учеников посещают различные кружки и секции.
Дети в классе в основном подвижные, на уроках активные, обладают средней работоспособностью, сообразительностью. Преобладает мотивация к учению среднего уровня, где интересы учащихся направлены на учебную деятельность и на развлечения (на игру).
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. | У. Александр |
2. Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями. | М.Вячеслав
|
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. | Т.Дарья
|
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. | М.Вячеслав
|
В первом классе работа проводилась по следующим направлениям:
- развитие познавательных процессов;
- развитие мыслительных способностей;
- развитие творческого мышления.
Результаты работы в первом классе.
Дети с интересом участвовали в классных и школьных творческих конкурсах (конкурс поделок из природного материала «Дары природы», конкурс осенних букетов, конкурс чтецов, конкурсах рисунков к юбилею писателей, «Весна красна», «Портрет любимой мамочки» и др.). Некоторые учащиеся участвовали конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку. Родители активно помогали им, а так же получили призовое II место инсценировке сказки «Сказка о глупом мышонке» к юбилею С.Я.Маршака. Оформили класс «Встречаем Новый год». Ученики с воодушевлением танцевали польский танец и чувствовали себя настоящими танцорами на концерте перед родителями и на сцене Дома культуры. Получали призы за хороший новогодний костюм.
С аншлагом проходили и спортивные соревнования: «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Учащиеся с нескрываемым интересом посещали тематические занятия в сельской (А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак). Увлекательно прошла декада начальных классов «Путешествие по островам» школьные тематические конкурсы: «Быстрый счетчик», «Грамотей», конкурс чтецов к юбилею П.Тобурокова. «Интеллектуальный марафон» и др. Ребята с интересом разгадывали ребусы, кроссворды, математические загадки, искали ответы на вопросы.
Интересно прошел с участием родителей праздники: «Посвящение в ученики». В конце учебного года планирую провести торжественное мероприятие «Итоги года».