Социально-психологическая помощь как фактор ресоциализации бывших заключенных

21 мая 5:21

УДК 343.8

Соболева Светлана Васильевна, студент 4 курса Института психологии Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск, Россия),е-mail: s.soboleva2011@yandex.ru

Саввинова Ксения Петровна, старший преподаватель кафедры социальной и этнической психологии института психологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

Ресоциализация осужденных — это сложная система реабилитационных мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания социальных функций и статуса личности. Это усвоение осужденными стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам [4].

Проблема роста преступности является одной из глобальных проблем. По данным официальной статистики в России за период январь — июнь 2016 года было зарегистрировано более 1182,5 тыс. преступлений [1]. Если анализировать ситуацию с преступностью в Республике Саха (Якутия), то за последние годы существует тенденция к росту числа зарегистрированных преступлений примерно на 8,4%. Примерно 53,5% от общего количества преступлений за январь-июль 2016 г. было совершено ранее судимым лицом [2].  Не редко, рецидивная преступность совершается в первый год после освобождения, потому что у бывшего заключенного возникают различные трудности, которые подталкивают его на совершение повторного преступления.

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкиваются лица, освободившиеся из исправительных учреждений, а также, ценности которые являются для них значительными на этот период их жизни.

В качестве методов исследования был выбран такой качественный метод исследования, как интервьюирование по специально разработанному опроснику из 36 вопросов. Перед проведением интервью с бывшими заключенными была проведена большая работа по организации и поиску объектов данного исследования. В итоге в исследовании приняли участие 14 лиц, освободившихся из исправительных учреждений, средний возраст, которых составляет 38 лет; средний срок отбытия наказания в исправительных учреждениях  5,8 лет.

Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока их лишения свободы, организацией и проведением подготовок занимаются психологи, соц. работники и другие сотрудники  УИС.  Мероприятия  по результатам данного исследования  прошли 64% бывших заключенных, респонденты оценили их эффективность на 2,4 баллов по 5-ти бальной шкале.

Работу  по восстановлению трудовых и профессиональных навыков в исправительном учреждении, прошли все объекты исследования, из них работали (71%), получили специальности (43%), обучались таким специальностям как: столяр, пекарь, электрик, слесарь, повар и другие [3].

Только у 28 % опрошенных, есть постоянный заработок, остальные указали причину своей безработицы: 14% ссылаются на слабое здоровье, остальные на то, что работодатели отказываются принять их на работу из-за наличия судимости. 21 % убеждены, что у них нет соответствующего образования. Большинство из них пытались трудоустроиться регулярно.


Рис. 1. Социально-полезная связь респондентов с родными и с друзьями

 

По мнению большинства современных исследователей наиболее сложными проблемами социальной реабилитации бывших заключенных являются проблемы взаимоотношений с семьей и с трудовым коллективом. Но в ходе данного исследования выявилось что, у 57% опрошенных нет трудностей в общении с окружающими. Под окружающими респонденты  больше всего представляют своих друзей и им комфортно в компании с ними (49%).

Лица, которые не могут с этим справиться, погружаются в тунеядство, порождающее пьянство и наркоманию. По данным О.Ф. Дубовой, «из числа повторно осужденных» 42% злоупотребляли спиртными напитками [6,7,8].

По данным нашего интервью, 64% бывших осужденных употребляют спиртные напитки, из них довольно часто 21%. Мысль о возвращении в места лишения свободы, возникала у 21% бывших заключенных, не посещала у 79%.

За социальной помощью обращались — 43 % опрошенных, в психологической помощи нуждаются — 57%, из них 14%  обеспокоены семейными проблемами.

В.Ф. Пирожков и А.С. Михлин, почти полвека назад (в 70-х гг.) провели исследование, которое позволило им выявить пять основных значимых ценностей осужденных, результаты: семейное благополучие; интересная работа; материальная обеспеченность; образование; обеспеченность жильем [10]. По результатам нашего исследования наиболее важными ценностями для бывших заключенных были: семейное счастье — 71%, здоровье — 50%; верные друзья — 36%; спокойная жизнь — 28%; материальная обеспеченность — 21%. Примечательно, то что, даже спустя полвека первостепенной ценностью является – семейное благополучие.

Таким образом, исследование показало, что основными трудностями осужденных, которые вышли из исправительного учреждения является проблема трудоустройства и жилищного вопроса. Примерный социальный портрет бывшего заключенного выглядит следующим образом: мужчина средних лет, употребляющий спиртные напитки, важными проблемами являются жилищный вопрос и поиск работы. Он комфортно чувствует себя в компании друзей, но первостепенной ценностью для него является – семейное благополучие. Успешная  ресоциализация бывших заключенных зависит от комплексной, профессиональной социально-психологической помощи.

Литература


  1. Распоряжение Правительства от 14.10.2010 №1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».
  2. Состояние преступности в России за январь-июль 2016 г. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел Российской Федерации URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/8306504/
  3. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.,2013. – 612 с.
  4. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Ростов-на-Дону. – 2007. URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/penit2/021.htm
  5. Сухов А.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. –Воронеж, 2008.
  6. Руденко А.М. Социальная реабилитация: учебное пособие/А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука – Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 320 с.
  7. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб.пособие /под ред. Проф. П.Д Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2013.-379 с.