«Умусликэн и его друзья»: тема, идея, проблематика

6 июня 7:24

УДК 821.512.219.09-31 Кэптукэ

Лукина Ю.С.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова,

Якутск

Yu.s.lukina@mail.ru

Научный рук.: Л.П. Григорьева, к.ф.н., доцент СВФУ


 

 

Галина Ивановна Кэптукэ – известный эвенкийский прозаик, автор рассказов и повестей «Имеющее свое имя, Джелтула-река», «Серебряный паучок», «Рэкет по-тунгусски» и др. Свое литературное творчество Г.Кэптукэ начала с рассказов и эссе, которые были написаны по следам фольклорных экспедиций. Как отмечают исследователи, многое в произведениях Г. Кэптукэ может показаться традиционным для произведения северян: охота и рыболовство, предрассудки и мудрость стариков, стремление молодежи к новому, близость таежников – эвенков к природе, их быт и.т.д. Вместе с тем в окружающую действительность Г.Кэптукэ всматривается совсем другими глазами. Природа становится «вместилищем» человеческих страстей, помогает философски осмыслить мир [2, с.58]. Важнейшее место в творчестве Г.Кэптукэ занимает проблема «человек и природа», которая  раскрываетсясвоеобразно и многопланово.

Наш интерес вызвала повесть Г. Кэптукэ «Умусликэн и его друзья», гдемотив одиноко выросшего и воспитанного зверями героя использован как основной сюжет. И это сближает эвенкийскую повесть с  киплинговским«Маугли». В данной работе нами предпринята попытка определения темы, идеи и проблематики произведения.

Вповести-сказке «Умусликэн и его друзья» Г. Кэптукэ, на наш взгляд, затрагивает очень актуальную на сегодняшний день тему.

Как известно, почти вся человеческая история – это история войн, конфликтов, зла и насилия и т.д. Во все времена из-за враждебных отношений между людьми, между странамишли войны, страдали невинные люди, особенно женщины и дети. В настоящее время на сцену вышел международный терроризм, запрещенная в России и в других странах террористическая организация ИГИЛ и угрожает всему миру. В Сирии идет гражданская война, подстрекаемая Соединенными Штатами Америки. Когда-то братской России стране, в Украине, возникают военные столкновения, не признаются общечеловеческие ценности. Обратившись к повести Г. Кэптукэ, мы найдем такие слова: «Двуногие не умеют жить в мире. Вечно у них с кем-то война» [2, с.59]. «Бедняга умрет, так и не увидев жизни…Ох уж эти двуногие ипоперечноглазые!» [2, с.42]. Они звучат из уст зверей как разочарование в людях. Звери и птицы в повести-сказке Г. Кэптукэ «Умусликэн и его друзья» обладают человеческими качествами как доброта, дружелюбие, отзывчивость, милосердие чего не хватает, порой нам, людям на этой земле. Современных людей привлекает не добрые моральные духовные качества, а материальные интересы, которые приводят к нравственной деградации личности — к равнодушию, обману,эгоизму, грубости и агрессии. Таким образом, тема повести актуальна на все времена.

В произведении младенца на люльке-эмкэ находят медведица Амака и её звереныш Тэмбешка. Олениха Энгны – прародительница домашних оленей эвенков-аи кормит своим волшебным молоком. Доброта и отзывчивость зверей и птиц помогают выжить беспомощному младенцу, и для него тайга становится родным домом, а звери и птицы – семьей и друзьями. Медвежонок Тэмбешка становится лучшим другом героя. Мальчик начинает понимать язык животных и помогать им: «…Вот ссорятся две белки, отбирая друг от друга кедровый орешек… Не ссорьтесь, я сейчас вам еще собью, — говорит им Умусликэн», «Вот прыгают, блеснув на солнце своейсеребристой чешуёй, харису-неру. Они отбирают друг у друга паута, которого кинул в быструю речку Умусли. — Вот вам еще – говорит на рыбьем языке и бросает целую пригоршню»[1,с.44].Умусли растет добрым, отзывчивым мальчиком. Когда становится юношей, звери и птицы помогают выбраться на вершину крутой скалы достать лук-бэргэн, который является символом уничтожения зла. Злой разбойник Сэлэргун Сэвэндю– воплощение войны и страдания, который уничтожил эвенкийский род, а одноногое чудовище Чулуро, злейший враг людей, который питается человеческим мясом, является воплощением чумы века. Старик Гэван, дух северной Луны, учит мальчика человеческой речи, речи эвенков-ан, ловкости и отправляет юношу спасать свой эвенкийский род от злого разбойника. Энекэ Аччекай, дух реки, помогает Умусликэну уйти от злого Чулури. Дружба, доброта, взаимопомощь, милосердие побеждает зло.

В своей повести-сказке автор использует заповеди нравственности, что позволяет определить основную проблематику произведения как нравственную. Заповеди нравственности придают произведению еще и нравоучительный характер. Нравоучение проявляется в мудрых советах оленихи Энгны, мудрого ворона Оли и  духов северной земли:

«Если человек не умеет разговаривать с другими людьми, он не станет настоящим человеком» [1, с.45].

«Никто не хотел опаздывать, потому что опаздывать нехорошо. Разве позволит уважающий себя, чтоб его ждали» [1, с.46].

«Прежде чем что-то делать, нужно все хорошо обдумать» [1, с.4].

«Нужно сдерживать себя в любых ситуациях» [1, с.4].

«Помни всегда, что со всеми ты должен быть добрым и вежливым. В ответ на вежливое слово ты услышишь вежливый ответ, на добрый поступок тебе ответят добром. Но остерегайся злых и коварных» [1, с.53].

Люди севера почитают природу, приклоняются перед духом природы, всему связанному с природой. Всё живое на земле: люди, живые существа живут в одном мире, на одной планете, всё взаимосвязано, и мы все должны жить в мире и согласии. Жестокость, насилие, война между людьми, моральная запущенность приводят к концу всего человеческого рода. Проблема нравственного воспитания молодежи является важнейшей целью современного общества. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. Только нравственно воспитанный человек может жить в мире. Поэтому, автор через взаимоотношения зверей и птиц тайги, духов северной природы, с попавшим в беду одиноким мальчиком, хотела передать о том, что все люди живущие на этой земле, независимо от национальности, цвета кожи, вероисповедания, должны быть дружными, в любом обществе дружба, доброта, сплоченность, взаимопомощь всегда побеждают зло. В этом заключается главная идея произведения.

Можно заключить, что произведение эвенкийской писательницы Г. Кэптукэ «Умусликэн и его друзья» написана на актуальную на все времена тему. И особенно актуальным становится в наши дни, когда как никогда остро стоит проблема нравственности.Своим произведением Галина Кэптукэ показала, что человек и природа неотделимы, что на основе человеческой жизни, человеческого бытия лежат нравственные ценности, как доброта, доброе отношение друг к другу.

 

Литература


  1. Галина Кэптукэ. Мой папа – Санта Клаус: очерки, повести / сост. А.А. Винокурова – Якутск, 2010. – 368 с.
  2. Эвенкийская литература /Учебное пособие/ сост. Хазанкович Ю.Г. – Москва, 2002.
  3. Нравственное воспитание в средней школе / сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград, 2007. – 156 с.