ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ»

4 июня 11:58

Качественная подготовка специалиста по-прежнему остается важной задачей для учебных заведений всех ступеней профессиональной подготовки. Но в современных социально-экономических условиях требование к качеству изменилось. В подготовке студентов к профессиональной деятельности актуален компетентностный подход. Такая направленность в обучении способствует формированию готовности будущего специалиста к выполнению профессиональных обязанностей, обусловленной знаниями и умениями в определенной сфере деятельности, практическим опытом, полученным в рамках учебных занятий и производственных практик, в сочетании с личностными качествами, воспитываемыми в процессе обучения. В частности, И.В. Иванченко отмечает важность таких личных качеств как «профессиональная мобильность, творческая самореализация, владение профессиональным общением, умение применять технологии, брать на себя ответственность за решение задач» [3]. В системе образования педагогу важно уметь анализировать учебный процесс, деятельность учащихся, выявлять проблемы, оперативно и эффективно их решать.

Достижению положительных результатов профессионального образования способствует соблюдение требований ко всем компонентам образовательного процесса. Рассмотрим организацию обучения дисциплине «Роспись по ткани» в контексте компетентностного подхода.

Дисциплина «Роспись по ткани» (батик) относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана направления подготовки «Педагогическое образование» (направленность «Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство»). Дисциплина изучается в девятом семестре. На ее освоение отводится 66 аудиторных часов, из них 6 часов – лекционные занятия, предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа студентов в количестве 15 часов.

Обучение направлено на формирование следующих компетенций: готовность к художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Важную роль в формировании готовности к художественно-творческой деятельности играет системный подход в обучении. В разработке системы мы опирались на трактовку понятия предложенную в различных словарях: система — это «порядок, обусловленный расположением частей в определенной связи и строгой последовательности», при этом части представляют «собой одно целостное образование» [5], а также как «совокупность методов, приемов осуществления чего-либо» [6].

Рассматривая курс по художественной росписи тканей как целостную систему следует учесть ряд факторов:

— обусловленность ее структурного построения в соответствии с целью и задачами курса;

— объем, содержание теоретического материала и практических занятий должны выступать в контексте с учебным планом соответствующего направления подготовки специалистов;

— обеспеченность взаимосвязи составных частей (разделов, тем, занятий);

— определение основных методов и способов организации обучения.

Цель курса — сформировать у студентов необходимые компетенции, позволяющие на профессиональном уровне проводить занятия по декоративно-прикладному искусству в школе и кружковую работу в системе дополнительного образования.

Достижению цели способствует решение таких задач как:

— ознакомление с историей ручной росписи ткани;

— освоение традиционных и современных способов росписи ткани;

— выявление стилистических особенностей изобразительных мотивов в зависимости от технических приемов исполнения батика;

— обобщение знаний по стилизации, колористике, композиции, полученных на занятиях по «Декоративно-прикладному искусству», «Рисунку», «Живописи», «Композиции» на младших курсах.

Важным является то, что программа изучения батику не только позволяет приобрести необходимые знания и умения, позволяющие в дальнейшем студенту заниматься творчеством, но и познакомиться с одним из вариантов методики обучения художественной росписи ткани.

Программа с некоторыми изменениями (увеличение количества часов на освоение тем курса, обусловленных возрастной категорией обучаемых, включение в программу вопросов по композиции в декоративно-прикладном искусстве, стилизации, колористике и др.) прошла апробацию в системе дополнительного образования и доказала свою состоятельность.

Поэтому, обучаясь по вузовской программе, знакомясь с ее структурой и методикой преподавания батика, студенты приобретают необходимый опыт, который станет основой для разработки собственной программы, обусловленной педагогическими условиями того учебного заведения, где им придется работать.

Так как специальность направлена на подготовку педагогов системы дополнительного образования и учителей общеобразовательной школы основным принципом системы обучения выбран принцип от простого к сложному. На каждом этапе обучения студенты получают знания и умения, составляющие теоретическую и практическую базу для освоения последующих тем. Временные рамки освоения дисциплины позволяют рассмотреть основные виды батика: узелковый, свободная роспись, холодный, горячий. Изучение каждого вида проходит в следующей последовательности – теоретические основы, тренировочные упражнения, копирование работы известного художника-батициста, авторская творческая работа.

Рассмотрим, какие задачи решаются на каждом этапе обучения:

  1. Узелковый батик (бандан). На наш взгляд рационально начинать изучение батика с этой техники, так как происходит первое знакомство с красителями и тканью. Студенты получают историческую справку о возникновении, области распространения и видах узелковой техники крашения ткани. Декорирование ткани достигается посредством складывания ткани определенным образом, перевязывания, прошивания и т.д. и последующей окраски. Серия упражнений выполняется на ткани размером 20х30 см и направлена на освоение известных и наиболее выразительных приемов получения узора. Студенты пользуются индивидуальными картами, содержащими пошаговый графический алгоритм складывания и перевязывания ткани и образец создаваемого узора на тканях разного вида (хлопчатобумажная ткань, шифон).

Авторская работа предполагает создание сложной орнаментальной композиции в квадрате (платок) или прямоугольнике (шарф). Изготовление изделия предваряет эскизирование в масштабе 1:4, которое проводится на заменяющей ткань кальке, т.е. студенты складывают бумагу так как предполагают сложить ткань для получения задуманного орнамента. После разворачивания бумага сохраняет рисунок узора и позволяет оценить рисунок будущего изделия. Наиболее интересный вариант апробируется на кальке в натуральную величину. Далее изготавливаются модели изделия в материале в масштабе 1:4, где решается колористическое решение будущего изделия. Последний этап – изготовление итоговой работы в натуральную величину.

  1. Свободная роспись – это роспись без применения резервирующих составов, но используется пропитка ткани грунтами, сдерживающими произвольное растекание краски. На этом этапе студенты знакомятся со способами подготовки грунтов, с техническими приемами росписи ткани, учатся «управлять» краской. Первое упражнение — роспись ткани, по желатиновому грунту. После пропитки ткань приобретает свойства близкие к бумаге, роспись напоминает работу акварельными красками (свободная роспись еще носит название «акварельная техника») на бумаге и проблем не вызывает. Для второго и третьего упражнений ткань пропитывают крахмальным и солевым грунтами. В этих случаях «свобода» в растекании краски возрастает, упражнения формируют необходимый навык в росписи. Кроме того, студенты знакомятся с декоративными свойствами, которыми обладает каждый грунт. Роспись на негрунтованной ткани — это наиболее сложное задание, в связи с тем, что краска хорошо растекается, проложенный на ткани мазок быстро меняет форму и размеры, сохранить четкое изображение практически невозможно. Роспись в этой технике позволяет получать ассоциативные изображения, и чаще всего используется для росписи (заливки) фона или больших по площади фрагментов изображения.

В рамках этой темы студенты изучают декоративные возможности эффектов, достигаемых с помощью соли (поваренной и морской), карбамида (мочевины), воды и спирта.

Навыки, приобретенные на этом этапе обучения, используются при освоении следующих тем.

  1. Холодный батик Роспись ведется после нанесения резерва в холодном виде, предотвращающего перетекание краски с одного участка на другой. Дается историческая справка о возникновении холодного батика, раскрываются декоративные качества и технологические особенности росписи, студенты знакомятся с приспособлениями, материалами, видами резервов и их составом. Техника по изобразительным характеристикам близка к витражу, благодаря разделительным контурам, нанесенным резервом по карандашным линиям рисунка на ткани. Контур в данном случае является средством, сдерживающим перетекание краски с одного участка композиции на другой. Но работы в этой технике отличаются от витражей живописными переходами одного цвета в другой в пределах фрагмента, очерченного резервом.

В рамках данной темы студенты знакомятся с техническими особенностями росписи ткани с видимым и скрытым контуром.

Далее студенты переходят к копированию работы художника-батициста. Как известно в Академии художеств в 18 веке копирование оригиналов активно включалось в обучение студентов, многие учебные заведения и в настоящее время сохраняют сложившиеся традиции. Включение такого задания позволяет расширить опыт творческой деятельности студента: понять логику композиционного построения работы, выявить особенности технического исполнения росписи, установить алгоритм выполнения работы, изучить манеру понравившегося художника.

Следующее задание – авторская работа. В холодном батике студенты выполняют орнаментальные композиции, натюрморты, цветочные композиции, допускается выполнение работы как в собственной стилистике, так и «в стиле мастера», то есть в стиле художника, выбранного для копирования.

Для итоговой работы студенты используют свои живописные и графические этюды, выполненные на пленэре или мастерской. На их основе разрабатываются эскизы (графические и в цвете) итоговой работы, затем цветовой вариант в натуральную величину, выполняется роспись фрагмента на разных видах ткани, выбирается материал, наиболее отвечающий замыслу, а затем, когда вся подготовительная работа завершена, выполняется авторская работа.

  1. Горячий батик. Резервирующий состав (воск) наносится на ткань в горячем виде, это и определило название вида росписи ткани. В техническом исполнении это самый сложный вид батика. Он требует тщательного продумывания последовательности исполнения работы, а в некоторых случаях разработки графического алгоритма (картона), отражающего последовательность покрытия ткани воском и ее покраски в соответствии с творческим замыслом автора.

Выполняя тренировочные упражнения, студенты пользуются дидактическими пособиями, представляющие собой карты, содержащие алгоритм выполнения небольшого изобразительного мотива. Студенты сначала осваивают простой горячий батик (изобразительный мотив выполняется с помощью однократного нанесения воска на ткань), а затем сложный (изображение достигается в результате многократного нанесения воска и прокрашивания ткани).

Интересные эффекты в работах достигаются с использованием кракле —  рисунка в виде изящной сеточки, напоминающей кракелюры на живописных полотнах старых мастеров. Серия упражнений способствует приобретению первых навыков в технике исполнения горячего батика.

Следующий этап – копия профессионального батициста, а затем авторская работа — пейзаж. Последовательность работы над заданием соответствует алгоритму выполнения творческого проекта: эскизирование, картон в натуральную величину, отработка технических приемов росписи, выполнение работы.

Так как дисциплина призвана подготовить студента не только к творческой, но и к педагогической работе, программой предусмотрено создание методического фонда. Его образуют выполненные студентом упражнения, поисковый материал и итоговые работы.

Упражнения, оформленные в паспарту и файлы, сопровождаются надписью, указывающей тип ткани и технику исполнения росписи. Собранные в папку упражнения используются в качестве раздаточного наглядного материала при индивидуальной работе со школьниками. Также в паспарту и файлы оформляется подготовительный материал для творческой работы. Его демонстрация учащимся позволит проследить этапы работы над творческим произведением. Оформленные в рамку творческие работы студентов используются как наглядные пособия для фронтальной работы с аудиторией.

Методический фонд – материал, которым студенты отчитывается на экзамене о проделанной работе за семестр.

Время, отведенное на самостоятельную работу студентов, используется для обтяжки подрамников тканью, разработки эскизов творческой работы, оформления работ и их подготовки к экзамену, который проводится в форме просмотра.

Таким образом, в процессе обучения студенты и осваивают новый вид декоративного искусства, и одновременно готовятся к обучению школьников росписи ткани. Мы поддерживаем тезис Л.М. Бубновой о том, что готовность следует рассматривать «как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности» [1].

Важным этапом в формировании готовности реализовывать образовательные программы по учебным предметам является педагогическая практика. В этот период у студентов формируется опыт профессиональной деятельности: организация процесса обучения, освоение приемов и способов преподавания, педагогических технологий, поиск методик в подаче материала, проверка их эффективности.

 

Список литературы

  1. Бубнова М. Н. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике [электронный ресурс] URL https://izron.ru/…/gotovnost-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-pedagogike/ (дата обращения: 21.06.2019)
  2. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие. – М.: Владос, 2005. С. 159.
  3. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/archive/109/26315/ (дата обращения: 19.06.2019).
  4. Котельникова И. М., Еремеева О.А. Формирование профессиональных компетенций как проблема повышения качества образования// Успехи современного естествознания. – 2009. №5. — С. 25-31.
  5. Словарь русского языка в 4-х т/АН СССР, Ин-т рус. яз. Под ред А. П. Евгеньевой. – 3-е изд. Стереотип. – М., 1985-1988. Т.4. С-Я.1985
  6. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. – М., 1983.