Экономика журнальной периодики на примере журнала для охотников и рыболовов «Байанай»

26 ноября 11:18

Современный мир невозможно представить без средств массовой информации (СМИ). Где бы человек не находился – на работе, на учебе, дома или на отдыхе, он везде обращается к СМИ: смотрит телевизор, читает газету или журнал, слушает радио, «зависает» в сети интернет. Жизнь современного общества невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей. Все эти средства информации образуют единую взаимосвязанную систему, на создание и развитие которой тратятся огромные средства [6].

По словам Л.Г. Кирьяновой, одним из важнейших источников информирования читателей о событиях и фактах общественной жизни, о результатах научных исследований, а также средством формирования мировоззрения является периодическая печать. И что бы там ни говорили, периодическая печать была, есть, и вероятнее всего, останется востребованной в народе, так как у данного вида СМИ есть ряд преимуществ перед остальными [2]. Журнал это – периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней [5].

Печатные «массмедиа» в Республике Саха (Якутия) по-прежнему занимают лидирующие позиции в информационном пространстве. В медийном поле государственные издания представлены республиканскими правительственными газетами «Саха сирэ», «Якутия», парламентской газетой «Ил Тумэн» (на русском и якутском языках, выходят по отдельности), социальными изданиями: для детей − «Кэскил», «Юность Севера»; для социально не защищенной категории граждан − «Забота-Арчы»; для малочисленных народов Крайнего Севера − «Илкэн»; литературно-художественными журналами − «Чолбон», «Полярная звезда»; иллюстрированными журналами для детей − «Чуораанчык», «Колокольчик»; женским глянцевым изданием − «Далбар Хотун» и 34 улусными (городскими) газетами [11]. Как мы видим периодическая печать имеет свои плюсы и минусы, и в данной работе попытаемся рассмотреть проблемы экономики журнальной периодики в рамках одного регионального журнала «Байанай» [9]. В данный момент на территории Республики Саха функционирует 257 субъектов СМИ, из них 52 названия журналов. На основе данных Роскомнадзора проведен структурный анализ «массмедиа» по статусным группам/собственникам СМИ (государственные, негосударственные: коммерческие, общественные, гибридные, корпоративные, частные) [10]. У журнала «Байанай» статус коммерческого издания.



Количество действующих журналов по РС(Я).

Государственные журналы.

Негосударственные журналы.

52

4

48

 

Журнал для охотников и рыболовов «Байанай» – это красочно оформленный журнал об охоте и рыбалке, где показан животный мир и неповторимая первозданная дикая природа Якутии. Для народа Саха – название «Баай Барыылаах Байанай» – означает духа-покровителя, старшего из 7 братьев духов-покровителей срединного мира. Он покровительствует всем живым существам находящимся в лесу, начиная от муравья и заканчивая человеком, будь он охотником или просто человеком прогуливающимся по лесу. Для его задобрения приносились жертвоприношения: перед началом охоты, в случае большой добычи или при длительных охотничьих неудачах. Жертвоприношения всегда состояли из даров в виде кумыса, жаренных оладьий, масла и ни в коем случае мяса [3].

Кратко из истории журнала: первый номер вышел в апреле 2002 года. Основатель Иван Константинович Макаров, в то время генеральный директор «Туймаада-нефть», сейчас он является главным редактором журнала. Журнал начинал выходить тиражом 2000 экземпляров, в марте 2005 г. и до конца 2016 г. наблюдалось увеличение тиража до 8000, а к началу 2019 г. тираж упал до 2500. Редакция объясняет это упадком подписки в связи с повышением цен на почтовые услуги и массовым переходом читателей в сетевые издания, что наблюдается повсеместно по стране. Периодичность была четыре раза в год. Издатель: ООО «Илгэ», под руководством директора Юрия Петровича Борисова. Сам журнал, выходит на двух языках – русский и якутский языки, что значительно повышает процент потребителей. С 2010 года периодичность выросла до 12 раз в год, тематика издания: научно-популярная, формат 27*21 см., объем 100 стр.

Есть постоянные рубрики, такие как: на русском языке – Пресс-релизы Минэкологии РС (Я), Рыбалка, Клевый блогер, рассказы читателей, На охотничьих тропах, Арсенал, Дары Байаная; на якутском языке – Сиэр-туом, Ааҕааччы санаата, Тус санаа, Булчут ыт, Кэпсиэхпин баҕарабын, Ааҕааччы айымньыта, Оо! Аҕам бултаан кэллэ! Постоянные авторы: Татьяна Владимирова, Арнольд Малыгин, Виктор Яхонтов, Анатолий Иванов, Николай Кронников, Виктор Седалищев, Юрий Игнатьев, Семен Попов – Сэмэн Тумат и др.

Ежегодно, с года образования по нынешний год, проводятся конкурсы на «Лучший рассказ читателя» и «Лучшее фото». Есть возможность оформить подписку, что очень удобно жителям дальних поселений.

Система распространения: через подписку; продажа в газетных киосках города; в улусах филиалы почты России. Полугодовая подписка на бумажный вариант 1020 рб. и годовая 2040 рб. Из нынешнего тиража в 3000 по подписке идет 1300, это 45% от всего тиража, остальные 55% по вышеуказанным видам дистрибуции. Рекомендуемая цена 170 рублей за экземпляр. С 2019 года можно получить электронную версию журнала на свою электронную почту, также предварительно оформив подписку, стоимость подписки при этом ниже, 600 рб. полугодовая подписка, годовая подписка 1200 рб. Журнал охватывает разные социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Он развивается, идя в ногу со временем редакция в 2018 г. открыла свой сайт, Байанай-инфо. Сайт работает, его ежедневно посещает около 1500 тысяч человек со всего мира.

Как и любой журнал у него есть свои издательские расходы, в которые входят затраты на бумагу, оплату печати в типографии, почтовые услуги за распространение издания, гонорар авторам. Гонорар складывается по принципу: актуальность; объем; содержание и за один номер варьируется от 1000 рублей до 1500 рублей. Траты покрываются доходами от рекламы. Реклама разделяется по объемам и по срокам размещения. По желанию клиента можно прикрепить к рекламному блоку QR-code (новый вид штрих-кода), работающий через мобильные устройства, где может быть размещено большое количество информации о рекламодателе. Это могут быть видеоролики, слайд-шоу, ссылка на сайт рекламодателя и т.п. В конце имеется платная рубрика поздравления юбилярам, размещение которой также высчитывается по данной таблице.





Размер

А4

½ А4

¼ А4

1/8 А4

Цена

14000

7000

3500

1750

Срок

1 номер

1 номер

1 номер

1 номер

Условия

При заключении годового договора размещение рекламы на один номер бесплатно.

Руководствуясь статьей 16 федерального закона «О рекламе» где прописано, что в одном номере издания реклама не должна превышать 45% от общего объема, редакция выделяет рекламе от общего объема издания максимум 20%, минимум 14%.

Журнальная периодика Якутии переживает спад, как и по всей России, современные читатели перешли на сетевые издания.  От этого «страдает» экономика журнальной периодики. И в такой сложный момент, не только для периодических изданий, но и в стране в целом, данный журнал работает и развивается. Под эгидой журнала работает клуб любителей охотничьих собак «Байанай»; проводятся конкурсы на лучшее строгание рыбы, разжигание огня; выпускаются книги, календари, определители животных и птиц Якутии (все с QR-code); ведутся радио- и телепередачи; проводятся вечера для охотников и рыболовов, где введется пропаганда правильной охоты и бережного отношения к природе. 4 года назад, в 2015 году, журнал взял шефство над озером Щорса г. Якутска, так работники редакции его очистили, сделали зарыбление озера и выпустили туда уток, пару лебедей и гусей, предварительно построив помост для горожан и домики птицам. Сейчас озеро переименовано в «Лебединое озеро». Главным достижением журнала является работа по инициированию дня Охотника в Якутии, который был учреждён Ил Дарханом Е.А. Борисовым в 2012 году и с тех пор проводится ежегодно каждую вторую субботу апреля. С начала образования журнала уже выросло одно поколение молодых людей и будет еще.

Результатом работы по теме «Экономика журнальной периодики на примере журнала для охотников и рыболовов «Байанай» является данная статья, где мы максимально постарались раскрыть экономическую сторону. Финансирование данного журнала это самоокупаемость, то есть за счет продажи самого журнала и рекламы на его страницах. За один выпуск издание зарабатывает примерно 820000 руб.: из них 750000 руб. чисто продажа журнала, с учетом его максимальной цены, которая варьируется от, рекомендуемых, 170 руб. до 250 руб.; остальные 70000 руб. это реклама, рассчитанная, также по максимальной стоимости рекламы, указанному выше прайс-листу. Из указанной суммы высчитываем услуги типографии «Дани-Алмас» 207500 руб.; гонорары авторам 30000 руб. — 45000 руб., среднем в одном номере максимум бывает 30 авторских статей, а минимум 20, умножаем на максимальный гонорар 1500 руб.; услуги дистрибьюторов; зарплата коллектива (данная информация мне не доступна, в редакции её не оглашают). Как мы видим издание работает в себе плюс, не уходит в минус.

 

Использованная литература:

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях
  2. Кирьянова Л. Г. Экономика средств массовой информации. Томск: Изд-во ТПУ, 2006
  3. Мифы народов мира — М.: Советская энциклопедия, 1991
  4. Ворошилов В.В. Экономика СМИ: творчество студента [Электронный ресурс] / В.В. Ворошилов. // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – Электр. дан. – 2015 – С. 217-219 – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24930858
  5. Кирия, И.В. История и теория медиа : учебник для вузов / И.В. Кирия, А.А. Новикова. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. — 424 с. : табл. — (Учебники Высшей школы экономики). — Библиогр.: с. 401-414 — ISBN 978-5-7598-1188-6 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-1614-0 (эл.) ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471753
  6. Медиа: введение : учебник / ред. А. Бриггз, П. Кобли ; пер. Ю.В. Никуличев. — 2-е изд. — Москва : Юнити-Дана, 2015. — 551 с. : ил., табл. — (Зарубежный учебник). — Библиогр. в кн. — ISBN 5-238-00960-7 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
  7. Суходолов, А.П. СМИ и виртуальная реальность: новые возможности и перспективы [Электронный ресурс] / А.П. Суходолов, С.В. Тимофеев. // Вопросы теории и практики журналистики. — Электрон. дан. — 2018. — № 4. — С. 567-580. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/309923
  8. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ф.И. Шарков. — Электрон. дан. — Москва : Дашков и К, 2016. — 336 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/93373
  9. http://bayanay.info/
  10. http://ru/files/81/475.php
  11. http://www.mediascope.ru/node/2149