ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Л.В. МАРЗОЕВОЙ (К ЮБИЛЕЮ ПЕВИЦЫ)

27 декабря 11:45

Лариса Владимировна Марзоева родилась 29 июля 1949 года в Дзауджикау, столице Северной Осетии – старинном живописном городе. Природный артистизм, любовь к пению, вероятно, достались будущей звезде музыкальной сцены от отца, который, несмотря на рабочую профессию, обладал великолепным слухом, прекрасно пел, танцевал в художественной самодеятельности. Большинство детских воспоминаний Ларисы Владимировны связаны именно с музыкой: «Я росла в то время, когда пели все и везде: на улице, дома, у соседей, в гостях. Сколько себя помню, я все время пела…» [1]. Талант и невероятная любовь к пению дали возможность закончить Ленинградскую государственную консерваторию (1978 г.), класс прекрасного вокального педагога Н.П. Ли. В числе многих студентов Лариса Владимировна едет весной 1978 года в Свердловск (ныне Екатеринбург) на музыкальную ярмарку вакансий для выпускников, на которую собирались представители театров, филармоний со всего Советского союза. В числе многих набирать труппу в тот год приехали главный режиссер-постановщик только что открывшегося Красноярского театра оперы и балета М.С. Высоцкий и первый директор театра Ю.В. Дементьев. «Высоцкий с Дементьевым меня отслушали и взяли третьей колоратурой» [4]. Для Красноярска это было удивительное время, когда вовсю звучал знаменитый лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Инициатором и вдохновителем уникального эксперимента, не имеющего аналога в развитии ни одного города страны, стал первый секретарь Красноярского крайкома КПСС П.С. Федирко. Данное движение преследовало цель укрепить материально техническую базу соцкультбыта края, привлечь внимание к сибирскому региону творческих союзов, профессиональных коллективов и деятелей искусства нашей страны с целью поднятия культурного уровня региона [15]. Своеобразной вершиной культурной «революции» стало открытие Государственного театра оперы и балета. Лучшие творческие силы из разных регионов СССР – Москвы, Ленинграда, Алма-Аты, Киева, Баку, Таллина, Львова, Воронежа, Перми, Свердловска, Новосибирска, объединились в потрясающую труппу с прекрасными профессиональными школами и традициями. В первый театральный сезон 1978/79 года оперную труппу театра составили 42 солиста. В их число вошла и Лариса Владимировна Марзоева с молодым мужем. Это было настоящее счастье! Свой судьбоносный выбор Лариса Владимировна, по ее словам, сделала в Свердловске быстро. Несмотря на заманчивые приглашения, на вариант остаться в Ленинграде и еще раз попробовать удачу, она выбирает провинцию. Певица понимала, в Красноярске – молодой театр, только начинающий свой творческий путь, «где не нужно будет пробиваться, расталкивая других локтями, что мы практически все начинаем с нуля (основной часть труппы молодые выпускники), где твой успех зависит только от трудолюбия и таланта и к нам будет пристальное внимание, где нас не обойдут репертуаром, не надо годами дожидаться очереди, чтобы исполнять главные партии в операх» [1].

Лариса Владимировна не раз подчеркивала, что «только в Красноярском оперном театре я родилась как певица… Окончив консерваторию, нам кажется, что мы уже все знаем, все умеем, но, лишь придя в театр, понимаем, какая это проверка, что еще многому нужно учиться, чтобы стать настоящим профессионалом. Вся наша жизнь – это конкурс, где мы постоянно пытаемся выиграть» [1].

Первые партии Ларисы Владимировны в Красноярском театре – Ольга в Русалке, Бригита в «Иоланте», а через год после приезда она дебютировала в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (партия Розины). Любовь и признание публики к ней пришло сразу. Следующей творческой удачей молодой артистки стала партия Джильды из «Риголетто», которая так подходила ее облику – хрупкая, тоненькая, воплощение юности и трогательной незащищенности. Зритель не мог не услышать, как она вкладывает душу в каждый спектакль, в каждую ноту. Оперные партии сыпались на нее словно из «рога изобилия», и к каждой он готовилась досконально, проживала, радовалась и страдала, умирала вместе с каждой своей героиней, внутренний мир которой она потрясающе раскрывала на сцене. О ней пишут восторженные рецензии в прессе, и везде, где бы она не появлялась, – певица слышала только слова благодарности за радость приобщения к прекрасному, которую артистка искренне дарила своему слушателю. Неудивительно, что буквально через 5 лет творческой деятельности, в 1984 году, она получила звание заслуженной артистки России, что было редкостью после столь малого срока так «продвинуться по карьерной лестнице». Символично, что важное событие было связано с партией ее любимой Виолетты Валери из «Травиаты» Дж. Верди, где проявилась и яркая творческая индивидуальность певицы, и характер темперамента, и артистизм, который в сочетании с удивительным тембром позволил создать глубокую художественную интерпретацию героини Дж. Верди.  Ставить «Травиату» тогда приехал в Красноярск режиссер А. Петров. «Что значит петь на премьере, когда в зале первый секретарь КПСС Красноярского края П.С. Федирко, его супруга, весь партийный аппарат, я поняла значительно позже. Премьера прошла блестяще.  И после нее я узнаю, что мне за «Травиату» присвоено звание» [8].

В творческом багаже Л.В. Марзоевой на сегодняшний день целое богатство – более 30 партий колоратурного, лирико-колоратурного, лирического и драматического сопрано, среди которых Иоланта, Татьяна, Джильда, Виолетта, Амелия, Бианка, Беттина, Дездемона, Флория Тоска, Мими, Розина, Марфа и многие другие. Артистка всегда говорит – «мне очень повезло, у меня такой обширный репертуар. Спасибо судьбе! Мечты о партиях – почти все сбылись! Об одном молюсь всегда – “Господи, если мне суждено еще раз родиться на этом свете, сделай так, чтобы я была певицей» [4]. За годы работы в театре в послужном списке артистки около сотни гастрольных поездок по городам Красноярского края, России и за рубежом – ФРГ, Италии, Англии, Чехословакии. Будучи уже опытной артисткой, она дебютировала в качестве режиссера (концертная постановка «Паяцев» Р. Леонкавалло). На сегодняшний день Лариса Владимировна оставила большую сцену, но не театр. Она уже третий год (с ноября 2016 г.) является художественным руководителем оперной труппы КГТОиБ, полна сил, желания и, главное, вдохновения работать и вести театр к новым творческим горизонтам.

Педагогическая деятельность для Л.В. Марзоевой – особая страница биографии. Более 20 лет Лариса Владимировна преподает в институте искусств, воспитывая поколение молодых певцов, открывая им путь в профессию и мир театра. Кроме большой преданности делу, умения отдать всю себя, у нее есть черта, столь необходимая педагогу — способность угадать в молодом человеке дарование и преданность искусству, поверить ему и поддержать с самых первых шагов. Она по-матерински заботится о своих студентах, терпеливо воспитывая профессиональные качества у начинающих музыкантов. «Я счастлива, когда мои ученики добиваются успехов. Но это каторжный труд. – Говорит Л.В. Марзоева. – Бывает, поступает соловьем, а выпускается воробьем.  Но если студент музыкальный, это сразу слышно. Я часто говорю студентам: “Если у тебя не чешутся зубы, когда жить без этого не можешь – все! Закрывай книгу и уходи”. Если человек не одержим, ничего у него не получится в любой профессии…» [8]. Свое отношение к жизни, сцене, понимание образа, секреты вокального мастерства она искренне передает своим ученикам, проходя весь путь с ними от начала до конца, поддерживая, ругая, вдохновляя. И воспитанники отвечают ей искренним уважением и восхищением. Среди них множество талантливых выпускников, которые являются лауреатами престижных международных конкурсов, солистами оперных театров, артистами творческих коллективов  края и России.

Имя народной артистки России Ларисы Владимировны Марзоевой сегодня хорошо известно далеко за пределами Красноярска и уже 40 лет является «визитной карточкой» Красноярского государственного театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Певица прошла непростой путь в любимую профессию и смогла в ней состояться, несмотря на многие сложности и жизненные обстоятельства. Упорным трудом, а не только природным талантом, Л.В. Марзоева завоевала заслуженное признание, как в профессиональных кругах, так и у широкой публики.

 

Литература

  1. Интервью с Ларисой Владимировной Марзоевой [Текст] / беседу вели Д. Есаян и М. Холодова. – Красноярск, 2019. – Рукопись. – Записи от февраля, марта, апреля 2019 г. – Из личного архива.
  2. Шульга О. Б. Движение Превратим Сибирь в край высокой культуры» в Красноярском крае [Электронный ресурс] // выпускная квалификационная работа. – Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2015. – URL: www.google.com/search?q=шульга+превратим+край+в+высокую+культуру&rlz=1C1GCEA_enRU812RU812&oq (Дата обращения: 01.06.2019)