СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ

23 мая 12:02

В настоящее время коммунальная отрасль находится на гране революции. Этому поспособствовало введение в отдельных регионах страны норм на потребление электроэнергии, отсутствие заметных результатов сформированной схемы капитального ремонта домов, начисление дополнительной платы за использования лифта и за вывоз бытовых отходов. [1]. От результативности и слаженности работы данных субъектов жилищного фонда зависит экологическая и социальная обстановка, помимо прочего их состояние является показателями развития каждого конкретного региона [2].

Система жилищно-коммунального фонда состоит из зданий общего пользования и жилых зданий, включает в себя предприятия различной направленности (энергетические, ремонтно-строительные, эксплуатационные, транспортные и др.)

Жилищно-коммунальное хозяйство это многопрофильная и многоотраслевая структура, специфика которой заключается в необходимости наличия соответствующей организационно-правовой базы, способной послужить основой для организации управления и обеспечения слаженной работы всех структурных компонентов на различных уровнях.

Коммунальные вопросы решаются органами  самоуправления на уровне поселения, муниципального округа или города.

Органы самоуправления на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре наделены следующими полномочиями [3]:

  • установление тарифов на весь спектр услуг предоставляемых учреждениями и муниципальными предприятиями;
  • установление тарифов на работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, в случае если иное не оговорено в федеральных законодательных актах;
  • возможность регулировать тарифы на подключение к различным инфраструктурам, устанавливать надбавки на услуги, предоставляемые коммунальным комплексом и право устанавливать надбавки к потребительским тарифам;
  • полномочиями организовывать подачу теплоснабжения в соответствии с законом действующем на федеральном уровне «О теплоснабжении»;
  • полномочиями в сфере водоотведения и водоснабжения в соответствии с законом «О водоснабжении и водоотведении».

Помимо прочего, органы самоуправления могут принимать участие в муниципальных программах направленных на повышение энергетической эффективности и обеспечение энергосбережения, проводить обследования многоквартирных домов на предмет определения уровня потребления электроэнергии, вести подготовку и организовывать проведение дополнительных мероприятий [4].

Если рассматривать муниципальное образование как упорядоченную систему, то в ней можно выделить такие подсистемы ЖКХ на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре в соответствии с выполняемыми ими функциями, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Подсистемы жилищно-коммунального хозяйства в системе  

                     муниципального образования

Подсистема

Структурно-функциональные составляющие

Основные цели и задачи

1. Управленческо-информационная

Органы законодательной и исполнительной власти, специальные информационные средства, средства массовой информации и т.д.

1. Реализация процесса управления ЖКХ

2. Формирование отраслевых и территориальных общедоступных информационных баз.

3.Предоставление качественных информационных услуг.

2. Экономическая

Юридические лица, оказывающие жилищно-коммунальные и другие бытовые услуги

1.Удовлетворение жизнеобеспечивающих потребностей населения в качественных услугах. 2. Рациональное и эффективное использование ресурсов.

3. Организация рабочих мест в соответствии с трудовым законодательством.

4. Сбор налоговых платежей в бюджеты всех уровней

3. Производственно-технологическая

1.Жилищное строительство.

2. Жилой фонд.

3. Объекты коммунальной инфраструктуры.

4. Инженерные сети.

1.Увеличение жилищного строительства эконом-класса, малоэтажных домов.

2.Обеспечение безаварийного функционирования коммунальных служб муниципального образования (объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом).

3. Содержание и ремонт жилого фонда.

4. Благоустройство населенных пунктов.  

 

Функционирование структур и подсистем, перечисленных в таблице 1, происходят в условиях рыночной экономики. Основной фактор, определяющий саморегулирование рынка ЖКХ на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре посредством механизма конкуренции в условиях идеальной рыночной экономики – это экономические интересы рыночных субъектов, субъектов конкуренции.

Следовательно, такая задача, как формирование конкурентного бизнеса, состоящего в предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению, стала особенно актуальной для органов местного самоуправления. Одновременно решение приведенной задачи представляется крайне затруднительной, поскольку в отрасли «естественных монополий» преобладает монополизм. Имеется в виду тепло-, электро-, газо- и водоснабжающие организации. В такой экономической обстановке органы местного самоуправление не могут повлиять на процесс складывания конкуренции в отрасли жилищно-коммунальных услуг.

Данная задача на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре решаема индивидуально для каждой отдельно взятой территории, так как имеются различия в социально-политической, экономической политике органов местного самоуправления муниципального образования, также значительную роль в данном случае играет географическое положение территорий.

Неотрегулированность собственнических отношений субъектов рынка, производительно-потребительских отношений в сфере жизнеобеспечения населения, особенности рынка ЖКХ с большой вероятностью могут приводить к деструктивным последствиям развития на рынке отношений: Нарушение позиционного паритета между покупателем и продавцом на рынке, что влечет за собой возможность господства продавцов над покупателями в вопросе ценообразования.

Цена услуг ЖКХ на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре выходит из-под влияния закона спроса и предложения, обретая необъективный характер и изолируясь от таких факторов, которые выражают предпочтения и вкусы потребителей. Впоследствии данного механизма ценообразования на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, цена начинает ориентироваться на производственные издержки. Данное явление повсеместно наблюдается у нас [5].

Сложившийся рынок ЖКУ на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре можно условно разделить на рынок коммунальных услуг и на рынок жилищных услуг. При его рассматривании с точки зрения развития конкуренции, в качестве более совершенного выделить можно рынок именно жилищных услуг. Здесь у потребителей есть возможность самостоятельного регулирования развития и прекращения отношений с поставщиками этих услуг. Если говорить о рынке коммунальных услуг в условиях российской действительности, то можно сказать, что он определенно меньше возможностей предоставляет в области конкурентных отношений. Коммунальный сектор ЖКХ на уровне муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» вследствие технологической не совершенности позволяет пользоваться монопольными рычагами влияния сравнительно большему количеству предприятий на местных рынках, как правило, территориально совпадающих с границами территорий муниципальных образований.

В связи с соответствием указанным характеристикам большинства коммунальных предприятий в муниципальных образованиях, в реальности становится необходимым государственное регулирование и контроль над ценообразованием (ценами) на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Но даже государственные механизмы регулирования и воздействия не в состоянии обеспечивать сдерживание их роста.

Важно отметить, что в сфере ЖКХ на уровне муниципального образования городского округа город Комсомольск-на-Амуре существуют и определенные способы формирования конкурентной среды на отдельных технологических сегментах оказания услуг ЖКХ и их производства (ремонт объектов и оборудования инфраструктуры, а также закупка топлива и материалов и др.) посредством привлечения организаций-подрядчиков на конкурсной основе. К примеру, в качестве субъектов управления в системе ЖКХ выступают муниципальные и частно-предпринимательские организации или НКО. Но интересы социальной сферы и бизнеса совпадают не всегда: частно-хозяйственные интересы обратно-пропорционально зависят от муниципальных, допустим, когда одна сторона стремится к общей пользе, а другая – к максимальной выгоде.

На основе вышеизложенного, можно отметить следующее, что современные методы управления и формирования здоровой конкуренции в коммунальном секторе реализуются в замедленном режиме. Это явление позитивно сказывается на неоптимальном распределении и нерациональном использовании финансовых ресурсов в ЖКХ. Структуры тарифов в значительной степени искажены, объективно не отражают экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий: в некоторых муниципальных образованиях наблюдается включение в тарифы добровольного страхования персонала, расходов на ремонт сетей и т.д. Часто отсутствуют определенная процедура пересмотра тарифов и механизм участия общественности, что положительно отражается на сохранение текущей сложившейся критической ситуации, так же как и способствует торможению модернизации и реформированию всей в целом системы жилищно-коммунального хозяйства.

  

Список использованных источников

  • Комиссарова Лариса Алексеевна Жилищно-коммунальное хозяйство как объект инновационного развития // Вестник НГИЭИ. 2014. №5 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-kak-obekt-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 10.06.2018).
  • Бублик Н. Д., Шарипова Л. К., Чувилин Д. В. Проблемы и пути развития ЖКХ региона // ПСЭ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-razvitiya-zhkh-regiona (дата обращения: 10.06.2018).
  • Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (с изменениями на 4 июля 2017 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/465311450 (дата обращения: 03.06.2018).
  • Об итогах работы городских округов и муниципальных образований Хабаровского края по мобилизации доходов за оказанные жилищно-коммунальные услуги URL: http://gkh27.ru/about/statistics/resheniya/%D0%A0%D0%95%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf  (дата обращения: 03.06.2018).
  • Официальный сайт органов местного самоуправления Комсомольск-на-Амуре. Жилищно-коммунальное хозяйство URL: https://www.kmscity.ru/city/economy/gkh/ (дата обращения: 03.06.2018).
  • В Комсомольске-на-Амуре открылся единый центр услуг ЖКХ. URL: https://www.khabkrai.ru/events/news/167729 (дата обращения: 03.06.2018).