РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ В 1991-2018 ГГ.

8 июня 5:40

Последнее десятилетие ХХ в. в нашей стране ознаменовалось большими переменами во всех сферах общества, каждая из которых приобрела принципиально новые приоритеты, направления и стратегии будущего развития. Сфера образования стала одной из первых и динамично развивающихся в этом процессе. Поскольку школьное образование является базовой составляющей российской системы образования, и его получение для граждан РФ обязательно, необходимость пересмотра именно его норм и стандартов стала ведущим направлением реформирования в 1990-2000-е гг. Формирование новой законодательной базы в сфере  образования на федеральном уровне стала первоочередной мерой в Российской Федерации, которая впоследствии закрепила новые принципы государственной политики в области  как образования в целом, так и школьного, в частности. Руководителями Российской Федерации были сформулированы новые задачи и цели, которые ставились перед школой на современном этапе её развития. Благодаря этому был осуществлён коренной перелом в истории российского образования. На первом этапе – с 1991 по 2000 г. – на смену советской модели школы пришла новая российская, которая приобрела совершенно иную парадигму своего дальнейшего развития. Данная задача была решена посредством принятия нового закона «Об образовании» 1992 г, который положил начало существованию новой модели общеобразовательных институтов РФ[1].

Следует отметить, что осуществление реформы образования 1992 г.  не было обусловлено только лишь распадом Советского Союза, так как потребность в переменах назрела давно, и государственные власти искали новые пути развития этой сферы. Так, 11 июля 1991 г., почти за полгода до принятия декларации о распаде СССР, президент Б. Н. Ельцин принял указ № 1 о первоочередных мерах по развитию образования РСФСР[2]. Принятие указа определило приоритетность развития образования в стране, закрепив за ним ведущее место в развитии интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.

Указ предопределил реформу образования 1992 г. В то же время этот нормативно-правовой акт не был направлен на коренное изменение системы образования, содержания образовательных программ страны, а лишь решал неотложные проблемы, которые были продиктованы временем и обстоятельствами. Указ установил положение о разработке и дальнейшее принятие новой государственной программы развития образования, что как раз является свидетельством того, что образовательная реформа была задумана государством до того момента, как перестал существовать СССР.

Перемены должны были произойти, в первую очередь, в организации управления в сфере образования. Одним из главенствующих положений указа президента РСФСР от 26 декабря 1991 г. №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» было установлено разработать новую структуру управления образовательными институтами на уровне исполнительной власти, что предусматривало создание новых органов власти в сфере образования.

  Данный документ официально закрепил курс на создание негосударственных образовательных учреждений и дальнейшую поддержку данной инициативы со стороны государства. В то же время предоставлялось право  заниматься внешнеэкономической деятельностью государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям, прибыль от которой оставалась на балансе этих учреждений и шла на удовлетворение финансовых потребностей, что было принципиально-новым положением развития образования в России, так как ранее  финансовой самостоятельности образовательным учреждениям не предоставлялось.

Принятие указа было продиктовано во многом социально-экономической ситуацией в России, которая существовала на период 1990-х гг. Этот нормативно-правовой акт в большей степени был направлен на решение материально-технических трудностей, присутствовавших в образовательных учреждениях. Главенствующим положением указа стало повышение заработной платы работников сферы образования, которая соответствовала бы экономическому развитию страны на тот период времени. Следующей задачей государства являлось обеспечение всех обучающихся нужной учебной литературой, также было вынесено предписание о необходимости ремонта и строительства новых учебных заведений.

Указ 1991 г. был направлен на решение проблем, связанных с материально-техническим обеспечением школ и устанавливал концептуальные положения будущей образовательной политики государства.  После законодательной инициативы президента в структуру образования были привнесены новые элементы. Министерством образования была разработана федеральная программа развития образования, одобренная в марте 1994 г. правительством РФ. В том же 1994 г. социальной программе «Дети России» был предан статус президентской, а в следующем году был расширен спектр проблем, решаемых в рамках программы. Также после принятия указа № 1 был разработан план-минимум на издание федерального компонента учебников, который впоследствии был полностью выполнен, к тому же в свободную продажу были переданы учебники, произведенные издательствами сверх государственного заказа, что позволило на 40 % расширить выпуск учебной литературы. Для решения проблемы материального обеспечения образовательных учреждений РФ 31 марта 1994 г.  постановлением Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по поддержке системы образования» были созданы фонды для поддержки российского образования[3]. Данные нормативно-правовые акты были направлены на решение кризисных явлений и краткосрочных задач и не заключали в своей основе приоритетно-новых направлений в российской сфере образования.

Официально новую парадигму развития образования, как уже ранее было отмечено, установил закон «Об образовании», который был принят 10 июля 1992 г. и на федеральном законодательном уровне закрепил обязательные нормы для образовательных институтов страны. Этот документ на протяжении двадцати лет являлся основополагающим нормативно-правовым актом, который определял государственную политику в сфере образования на территории Российской Федерации. В нём были заложены новые задачи и цели развития не советской, а уже российской системы образования. Именно он ознаменовал переход от советской модели школьного образования к российской, так как в образовательной политике государства появились новые положения и принципы, основанные на признании приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. Иными словами, образование РФ приобрело гуманистический характер, во главе которого стояла задача свободного развития личности. Школьное образование признавалось обязательным и общедоступным. Общеобразовательные учреждения официально стали автономными, школы впервые за долгие годы существования российской образовательной системы получили самостоятельность в решении внутренних вопросов[4].

В 1992 г. была законодательно оформлена система общего образования, которая включала в себя три ступени, каждая из которых соответствовала уровню образовательной программы: это начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Для того, чтобы начать обучение в начальной школе ученик должен был достигнуть возраста шести лет и шести месяцев, либо начать учиться раньше – с согласия родителей. Общеобразовательные учреждения избавились от своего политехнического характера и более не осуществляли начальную профессиональную подготовку, но по договорам и совместно с предприятиями могли проводить её при наличии лицензии, которая разрешала оказание данных услуг.

Как уже отмечалось ранее, новый закон «Об образовании» предоставил самостоятельность школам. С этого времени общеобразовательные учреждения были вправе выбирать формы оценок, порядки и периодичность промежуточной аттестации обучающихся, что положительно сказалось на развитии школьного образования Российской Федерации. Все вышеперечисленные нормы в дальнейшем были включены в новую Конституцию Российской Федерации 1993 г., которая установила право каждого гражданина страны на образование. Конституция гарантировала общедоступность и бесплатность основного общего образования, также было повторно подтверждена обязательность основного общего образования. Новая Конституция Российской Федерации утвердила федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные формы образования и самообразования, что для российской системы образования стало новым явлением, так как в предыдущий советский период российской истории образовательные учреждения действовали в соответствии с базовым учебным планом.

В 1997 г. руководство Российской Федерации заявило о переходе к новому этапу развития в сфере школьного образования, что было зафиксировано в принятых правительством Российской Федерации основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации[5]. Комиссия под руководством Э. Д. Днепрова и А. И. Адамского подготовила проект по решению проблем, которые существовали в системе школьного образования страны, а также поставила новые задачи её дальнейшего развития.

В основных положениях, принятых правительством РФ в 1997 г., были проанализированы ведущие тенденции развития школьного образования после распада Советского Союза в 1991 г., которые проявлялись в двух противоборствующих друг другу процессах. Наряду с так называемым обвалом, вызванным внешними факторами, такими как инвестиционный кризис, снижение уровня финансирования образования, его материально-технического, ресурсного обеспечения, происходило самодвижение, саморазвитие системы образования, рост ее внутреннего потенциала, интенсивное расширение сферы образовательных услуг.

В целом, период времени с 1990 по 1997 г. в истории развития образования РФ характеризуется как переходный этап развития в реформировании российской системы образования, за которым следует другой, инновационно-технологический этап. Для того чтобы создать благоприятные условия для развития образования в ХХI в. следовало пройти переходный и инновационно-технологический этапы, который заключал в себе проектно-экспериментальную и внедренческую стадии реформирования к 2000 г.

 В начале ХХI в. начался новый этап в развитии российской системы образования, а, соответственно, и регламентирующей ее законодательной базы. Государством были поставлены новые задачи перед общеобразовательными институтами Российской Федерации в условиях начала нового тысячелетия, которые впоследствии были закреплены в федеральной программе развития образования на период 2001-2005 гг., которая в соответствии с законом «Об образовании» 1992 г. стала организационной основой политики страны в области образования[6]. Решение о разработке программы было принято постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г., затем был принят федеральный закона от 10 апреля 2000 г.  «Об утверждении Федеральной программы развития образования»  [7]. Были закреплены приоритеты в образовательной деятельности школ, которые ориентированы на воспитание личности, которая будет гармонично развиваться, будет социально активной и самостоятельной творческой единицей.

Таким образом, деятельность школы была направлена на личностное воспитание и персонализацию учебного процесса, что стало отличать её от старой советской, чья задача сводилась к обеспечению учеников фундаментальными знаниями и умениями. Программа, как и другие нормативно-правовые акты предыдущих лет, была направлена, в первую очередь, на создание благоприятных экономических условий для того, чтобы граждане РФ могли в полной мере воспользоваться своим правом на бесплатное и качественное образование в соответствии с Конституцией РФ. Государство ставило перед собой задачу укрепить материально-техническую базу системы образования и дальнейшее её усовершенствование в соответствии с мировыми тенденциями в этой области.

Данный документ, в первую очередь, был направлен на демократизацию всех сфер образования. Это касалось управления, где было провозглашено формирование демократического, а также государственно-общественного управления образованием. Следует заметить, что при приоритетности принципа воспитания личности программа была нацелена также на достижение эффективности и высокого качества образования, но в то же время программа не предусматривала никаких специальных мероприятий для решения данного вопроса. 

Задачи и принципы, определённые в федеральной программе развития образования, регламентировали всю многоступенчатую систему образования Российской Федерации. Для системы школьного образования следовало усовершенствовать всю структуру общего образования, его педагогические технологии, системы профессиональной ориентации. Программа также была нацелена на создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения. Это положение повлияло на развитие общеобразовательных учреждений для детей инвалидов, детей с дивиантным поведением. Таким образом, программа послужила развитию учреждений для детей с ограниченными способностями.

В начале ХХI в. государство было запланировано введение нового способа аттестации учеников, что нашло свое отражение в положении Федеральной программы развития образования 2000-2005 гг., где предопределялось совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений. В дальнейшем на законодательном уровне были приняты два постановления Правительства Российской Федерации: «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 г. и «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования  в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 гг[8] .Впервые единый государственный экзамен в качестве эксперимента был проведен в части регионов Российской Федерации, проходил по восьми учебным предметам. Единого перечня предметов для всех регионов не существовало и каждый регион устанавливал его себе самостоятельно. В 2000-2008 гг. был установлены обязательные предметы для сдачи единого государственного экзамена.

Именно с принятием федеральной программы развития образования на срок 2001–2005 гг. и принятыми, в соответствии с основными положениями этой программы, постановлениями было предопределено дальнейшее развитие школьного образования, его основные тенденции и направления. Главными направлениями общего образования стали совершенствование стандартизации общеобразовательной деятельности, разработка и усовершенствование государственных образовательных стандартов и его основных компонентов. Начало 2000-х гг. стало началом долгого процесса по созданию новой модели аттестации учащихся.

В начале ХХI в. была сформирована новая концепция развития образования, направленная на его модернизацию. Официально новая концепция образования была принята Министерством образования в 2002 г.[9], когда были прописаны принципы, которые в дальнейшем легли в основу принятия новых регламентирующих сферу образования документов. Школа, согласно концепции, является основным, базовым звеном образования.

Общеобразовательная школа приобрела совершенно новые ориентиры и задачи. Переход на инновационную деятельность общеобразовательных учреждений является основой модернизации школы. Воспитание личности стало первостепенным приоритетом в образовании. Первоочередной задачей школы с 2002 г. стало формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, ответственность по воспитанию личностных качеств ребёнка возлагалась не только на семью, но и на школу.

Концепция закрепила новые принципы содержания школьного образования и его ориентацию. В ХХI в. школьное образование стало  ориентированным не только на усвоение учеником,  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. При этом стоит отметить, что школа формирует опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющееся современное качество содержания образования. Таким образом, главной задачей школы стало воспитание самостоятельной личности, которая целенаправленно осуществляет свою учебную деятельность. Общеобразовательная школа лишь предоставляет необходимые навыки и компетенции, для того чтобы самостоятельно изучать образовательные программы. Компетентностно-ориентированный подход в образовании стал ключевым направлением в дальнейшем его развитии.

В 2005 г. Начался следующий этап в развитии образования Российской Федерации, была принята новая федеральная целевая программа развития образования[8], которой предполагалось три этапа: первый этап – 2006–2007 гг. – предусматривал работы, связанные с разработкой моделей образования по отдельным направлениям, их апробация, а также начало масштабных преобразований и экспериментов; следующий этап –2008–2009 гг. – предполагал осуществление модернизации материальной инфраструктуры образования и других высокозатратных работ, а также осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения программы. В завершающем программу 2010 г. была запланирована реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. Поскольку на предыдущем этапе развития в 2000–2005 гг. были сформированы базовые положения по развитию образования, то они подготовили платформу для осуществления процесса модернизации в российской системе образования. Главная задача программы сводилась к обеспечению роста конкурентоспособности страны за счет повышения качества образования. Государством была поставлена конкретная цель –повысить рейтинг России в общенародных обследованиях качества образования с 30 до 20 места для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества.

Ведущим направлением на период 2006-2010 гг. стало повышение инновационного потенциала содержания образования в Российской Федерации. Переход на новый инновационный уровень предполагал образование на основе информационных технологий. Следует заметить, что широкое внедрение новых технологий было подготовлено до 2005 г. утверждением федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной инновационной среды» (2001–2005 гг.)[10], что послужило оснащению школ персональными компьютерами, подключение их к сети интернет, создание системы федеральных образовательных стандартов.

Программа была направлена на повышение качества общего образования, что предполагало совершенствование содержания и технологий образования. В первую очередь, признавалась вариативность образовательных программ, что обеспечивало возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана. Наряду с вариативностью образования также признавалась профилирование школьного образования.

Первоочередными мероприятиями по совершенствованию общего образования были завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена. Осуществить это положение на практике получилось лишь 1 января 2009 г. с вступлением в силу поправки в законе «Об образовании»[11], который провозгласил Единый Государственный Экзамен обязательным для всех выпускников школ.

Окончательно новая парадигма развития школьного образования РФ на законодательном уровне в современных условиях была закреплена в новом законе «Об образовании» 29 декабря 2012 г.[12]. На законодательном уровне была официально установлена инновационная и экспериментальная деятельность в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями.

Провозглашались преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными, их вариативность, направленная в первую очередь на воспитание личности. Главная задача школы – не дать фундаментальные знания и умения, а воспитать у ученика навыки самостоятельного обучения и самообразования, для того чтобы в дальнейшем он имел возможность ориентироваться и организовать свою деятельность в современном постиндустриальном обществе.

В соответствии с законом «Об образовании РФ» 2012 г. 15 апреля 2014 года была утверждена государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы и подпрограмма «Содействие развитию дошкольного и общего образования», где впервые за последние два десятилетия, начиная с 1991 года было провозглашено об обновлении состава и компетенций педагогических кадров. Также в отличие от предыдущих нормативно-правовых актов, направленных, в первую очередь, на изменение содержания школьного образования, новая федеральная программа была направлена на создание новых мест в общеобразовательных организациях в субъектах Российской Федерации в соответствии с прогнозируемой потребностью, а также обеспечение односменного режима обучения в 1-11 классах в общеобразовательных организациях. Данное направление было обусловлено увеличением рождаемости на территории Российской Федерации и произошедшей вследствие этого перенаполняемости школ. Задача, которую следовало решить посредством принятия новой государственной программы в сфере образования в 2014 г., была провозглашена как одна из первоочередных в утверждённой Правительством от 26 декабря 2017 года госпрограмме «Развитие образования», реализуемая на территории всей страны на срок 2018-2025 года. Наряду с этим было провозглашено вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран миру по качеству общего образования. В программе развития образования на 2019-2025 годы[13].

Таким образом период времени с 1991 по 2018 год можно назвать революционным как во всей сфере образования в целом, так и школьного в частности. Если, с 1991 по 2012 годы первостепенной задачей, утверждённой в законодательной базе Российской Федерации, было обновление содержания образования, установление новых принципов и парадигм развития, что было воплощено посредством принятия закона «Об образовании» 1992 г. и действующим на основании него федеральных программ. 2012 год и новый закон «Об образовании» стали началом нового этапа, были окончательно закреплены и утверждены стандарты российского образования. В соответствии с этим законом и требованиями, диктуемыми временем и обстоятельствами, поменялись и задачи федеральных образовательных программ, первоочередным стало формирование инфраструктуры школьного образование и обеспечение большего количества образовательных учреждений по всей стране, что было вызвано демографическим взрывом в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija»: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 26.12.2017. №1642 // Informacionno-pravovoj portal «Garant.Ru». Rezhim dostupa: https://www.garant.ru
  2. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda.: feder. zakon ot 11.02.2002. №399 // Informacionno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru.
  3. Ob obrazovanii: feder. zakon ot 10.07.1992. № 3261- (v red. ot 12.11.2012) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul’tantPljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  4. O neotlozhnyh merah po podderzhke sistemy obrazovanija: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 31.05.1994 // Informacionno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru.
  5. O pervoocherednyh merah po razvitiju obrazovanija v RSFSR: ukaz prezidenta RSFSR ot 12.1991. № 1 (v red. ot 05.11.1991 № 167, ot 14.02.2001 № 160, ot 05.10.2002 № 1129, ot 25.02.2003  № 250) // Oficial’nye setevye resursy Prezidenta Rossii. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru.
  6. Osnovnye polozhenija Koncepcii ocherednogo jetapa reformirovanija sistemy obrazovanija Rossijskoj Federacii: itog. mat. seminarov rab. gruppy komissii po reformirovaniju obrazovanija. M., 1997.
  7. Ob organizacii jeksperimenta po vvedeniju edinogo gosudarstvennogo jekzamena: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 16.02.2001. №119 // Informacionno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru.
  8. Ob utverzhdenii Federal’noj programmy razvitija obrazovanija: feder. zakon ot 10.04.2000. №51-98 FZ // Informacionno-pravovaja sistema «Garant». Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru.
  9. Razvitie edinoj obrazovatel’noj innovacionnoj sredy (2001–2005): Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 28.08.2001. № 630 (v red. postanovlenija Pravitel’stva RF ot 23.10.2002. № 767, ot 06.09.2004 № 459). Rezhim dostupa: http://elementy.ru
  10. Federal’naja celevaja programma razvitija obrazovanija: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 05.05.2007. №270. Rezhim dostupa: http://www.elementy.ru
  11. Ob obrazovanii: feder. zakon ot 29.12.2012. №273-FZ (red. ot 02.06.2016) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul’tantPljus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.

 

[1] Об образовании: федер. закон от 10.07.1992. № 3261- (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

 

[2] О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: указ президента РСФСР от  26.12.1991. № 1 (в ред. от 05.11.1991 № 167, от 14.02.2001 № 160, от 05.10.2002 № 1129, от 25.02.2003  № 250) // Официальные сетевые ресурсы Президента России. Режим доступа: http://kremlin.ru.

 

[3] О неотложных мерах по поддержке системы образования: постановление Правительства  РФ от 31.05.1994 // Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.base.garant.ru

[4]Об образовании: федер. закон от 10.07.1992. № 3261- (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

 

[5] Основные положения Концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации: итог. мат. семинаров раб. группы комиссии по реформированию образования. М., 1997.

 

[6] Об образовании: федер. закон от 10.07.1992. № 3261- (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[7] Об утверждении Федеральной программы развития образования: федер. закон от 10.04.2000. №51-98 ФЗ // Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.base.garant.ru.

 

[8] Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена: Постановление Правительства РФ от 16.02.2001. №119 // Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.base.garant.ru.

[9] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.: федер. закон от 11.02.2002. №399 // Информационно-правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.base.garant.ru.

 

[10] Развитие единой образовательной инновационной среды (2001–2005): Постановление Правительства РФ от 28.08.2001. № 630 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.10.2002. № 767, от 06.09.2004 № 459). Режим доступа: http://elementy.ru.

 

[11] Об образовании: федер. закон от 10.07.1992. № 3261- (в ред. от 12.11.2012) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru.

[12] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017. №1642 // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру». Режим доступа: https://www.garant.ru

 

[13] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017. №1642 // Информационно-правовой портал «Гарант.Ру». Режим доступа: https://www.garant.ru