Экологичная мода – современный подход в индустрии моды, благодаря которому в ходе производства предметов легкой промышленности сокращается вредное воздействие на окружающую среду.
Необходимо производить предметы одежды, учитывая возможность негативного влияния на окружающую среду на всех стадиях, начиная от добычи сырья и заканчивая утилизацией продукта. Важно понимать, что ответственность нанесенный природе ущерб лежит не только на производителе, но и на потребителе данного товара.
Для оценки влияния производства, сбыта или жизнедеятельности человека на окружающую среду используют такое понятие как углеродный след. Углеродный след — это суммарное количество парниковых газов, возникающих как вследствие процессов производства материалов и товаров, их транспортировки и потребления, строительства и оказания услуг, так и в результате естественных процессов жизнедеятельности.
Подсчет углеродного следа при производстве отдельных предметов одежды дорогостоящая и долгосрочная процедура, поэтому производителям не выгодно учитывать экологичность собственного производства.
Если рассматривать производство одежды в России, где практически нет возможности выращивать свой органический хлопок, то трудности возникают на этапе транспортировки, так как это задействует большое количество ресурсов, что увеличивает углеродный след производства. В вопросах экологичности производства встает дилемма между тем что мы должны сделать, для сокращения негативного влияния отрасли на окружающую среду и между выгодой и количеством средств и ресурсов затраченных на производство. Думая об экологичности вопроса зачастую приходиться тратить огромное количество денег, чтобы учесть все нюансы производства.
В настоящее время известные марки одежды, начали предлагать различные «эко» варианты в ассортименте. Интересно, что не все бренды одежды громко заявляют о своих эко коллекциях. Чтобы понять после всю правду о составе одежды, приходится долго искать информацию на сайте бренда.
Tri’Co Cashmere создавался в России как бренд с английским наследием и эко-приставкой. В производстве коллекций, выдержанных в духе классического британского дизайна, используется кашемир Внутренней Монголии – глубокий подшерсток с органически выращенных местных коз. Бренд сотрудничает с ремесленными мастерскими со всего мира, в частности, Уругвая, где ремесленники делают лучший в мире жгут. А в этом сезоне ассортимент пополнили сумки из вторично переработанного пластика, что для среднеценового сегмента российского рынка вещь новая.
Спустя 10 лет после появления на рынке, бренд «Твое», во главе которого с 2008 года — экс-директор лондонских Harrods и Selfridges Дэвид Вилкинсон, начинает освоение инновационных эко-технологий. В частности, с недавнего времени для обработки трикотажа там используют экологичную технологию bio-polish. Благодаря ее внедрению трикотаж не только становится более мягким и приятным для тела, но и долгослужащим, что очень важно с точки зрения sustainability в эпоху тотального перепроизводства. В настоящий момент «ТВОЕ» также инвестирует в разработки технологий по вторичной переработке тканей.
Стелла Маккартни по праву считается одним из основателей экодвижения в сфере люксовой моды, ведь этических принципов — не использовать кожу и натуральный мех, постоянно увеличивать присутствие органического хлопка, навсегда отказавшись от сильнодействующих красителей — она придерживается с момента основания бренда в 2001 году. Со своей социальной ответственностью Маккартни, не употребляющая мяса и вместе с отцом Полом инициировавшая программу Meat Free Monday, дошла до того, что на вопрос о том, как поступить, если меховая жилетка досталась тебе от бабушки, ответила: «Держать дома и никому не показывать — иначе ты как бы рекламируешь мех!» Справедливости ради стоит заметить, что заменитель кожи, который использует Стелла, ничем не уступает натуральному материалу. Вариант, изготовленный из заменителя, обходится компании на 70 процентов дороже оригинала. Так же Стелла создает из сочетания эластичного биркифлора (материала из акриловых и полимерных волокон), прочного вегетана (смесь полиуретана и хлопка) и утилизируемого пластика.
В отличие от большинства экобрендов, возникший в 2001 году People Tree довольно быстро снискал популярность — в немалой степени благодаря личности его создателя, Сафии Минни, которую принято считать основателем движения «Справедливая торговля» (Fair Trade). People Tree не терпит искусственных красителей и синтетики, предпочитая вторично переработанные материалы. Вещи марки производятся исключительно в странах Юго-Восточной Азии. И если до недавних пор People Tree отличала только этичность, то сотрудничество с Thakoon, Topshop и актрисой Эммой Уотсон, которую сама Сафия отправила в Бангладеш, думается, исправит ситуацию и с собственно продуктом.
Основным отличием экоодежды от просто одежды является то, что сама ткань делается из органического хлопка или шерсти, при выращивании или выделке которой не используются вредные химические вещества. Кроме того, производители экооджеды заботятся о сохранении окружающей среды (участие в различных благотворительных программах) и тех людях (часто хлопок выращивается в странах третьего мира), которые возделывают и обрабатывают продукцию (им выплачивается адекватная заработная плата).
Благодаря тому, что при выращивании хлопка, необходимого для производства одежды, не используются химические вещества и пестициды, улучшается экология почвы. А если учесть, что именно хлопковые поля потребляют четверть всех производимых для сельского хозяйства химикатов, то огромная часть земель будет избавлена от химического загрязнения.
Кроме того, благодаря одежде из натуральных тканей тело дышит, не возникает аллергических реакций, особенно у детей, отсутствуют благоприятные условия для размножения бактерий.
Производство экологичной одежды способствуете уменьшению загрязнени атмосферы планеты, так как утилизация синтетических материалов (нейлон, полиэстер) практически невозможна. При производстве синтетики в воздух выделяются вредные вещества, которые способствуют глобальному потеплению. Кроме того, синтетика не разлагается, отравляя почву и воздух ядовитыми парами, нарушая природный баланс.
К сожалению, имеется и ряд недостатков, главный среди которых – высокая стоимость материалов. Воплощение экоодежды в полном объеме потребует немалых затрат, ведь любые натуральные материалы всегда стоят дороже искусственных аналогов. Второй минус – относительная трудность воплощения эко-идеи в жизнь.
Одежда, изготовленная из натуральных экосертифицированных материалов, по своей износостойкости практически не отличается от обычной, а порой даже превосходит ее. Например, волокно из рами по некоторым показателям прочности может дать фору даже металлам. Для стирки органического шелка или шерсти рекомендуется деликатный режим стирки и деликатные моющие средства. Будет логичным, если, отдав предпочтение экологичной одежде, белью и обуви, мы выберем и экологичные средства ухода за ними. Такой последовательный подход не только сохранит целебные свойства органических волокон, но и поможет улучшить окружающую среду.
Литература
- Бузов, Б. А. Материалы для одежды. Ткани. Учебное пособие / Б. А. Бузов, Н. Д. Румянцева Г. П. – М.: Изд. «Форум», 2016. – 224 с.