ПРОБЛЕМА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯКУТСКА В РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

21 мая 12:02

Введение. Благоустройство городов – одна из актуальных проблем современного градостроительства. С его помощью решаются задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.

Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников культурного исторического наследия народа.[2]

      На стадии проектирование нового жилого дома производится расчет необходимой площади озеленения, конкретизации основных путей движения пешеходов и автотранспорта, расчет требуемой площади игровых детских площадок и места для парковки машин домовладельцев. На следующем этапе производится рациональное размещение элементов благоустройства, в соответствие с их расчетными значениями на участке подлежащем застройке. В случае, когда площадь земельного участка невелика для того, чтобы позволить разместить все элементы благоустройства, приоритетными принято считать те, которые обеспечивают безопасное и комфортное пребывание граждан на дворовой территории.

Несколько иная ситуация складывается в отношении уже сформировавшейся застройки. Особый интерес в данном случае вызывает жилой фонд построенный в 80-х годах прошлого столетия. Архитектурное решение этих зданий вряд ли можно назвать ярким и выразительным. Это не удивительно, ведь в то время преследовалась совсем иная цель – обеспечение как можно большего количества граждан хоть и небольшой, но собственной жилой площадью. Проблема острого дефицита жилья, сложившаяся в послевоенные годы затмила все идеи связанные с созданием архитектурно выразительного и не повторимого облика города. Тогда никто не мог предположить, что массовая застройка типовыми домами через несколько десятков лет приведет к глубочайшей проблеме, заключающейся в обновлении жилого фонда и повышении средовых качеств прилегающих территорий.

Причина несоответствия фактического состояния прилегающих территорий современным требованиям кроется не только в стихийном характере застройки тех лет. Наряду с постоянно повышающимися требованиями к качеству жилого фонда и прилегающим территориям изменялись и нормативные требования предъявляемые к ним. Уровень автомобилизации постоянно растет, что влечет за собой новые проблемы связанные с недостатком свободных площадей для стоянки автомобилей на придомовых территориях. Собственники транспортных средств зачастую не догадываются, что оставив свой автомобиль в неположенном месте они тем самым мешают беспрепятственному движению пешеходов, проезду экстренных и аварийных служб, а также портят состояние газонов и цветников.

Поэтому для исследования селитебной зоны нам потребуется изучить современный квартал, который спроектирован и построен согласно новым нормативам и рекомендациям. И квартал прошлых лет построенного в XX веке, а также провести сравнительный анализ. Разобрать их недостатки и преимущества, проверить нынешнее состояние согласно актуальным нормам и требованиям.

В качестве современного квартала взят 203 квартал, который введет в эксплуатацию свой последний строящийся дом к концу 2020 года. Сравнительный анализ будет проводится с 69 кварталом, построенным в 80-х годах XX века.

Требуется провести анализ на комфортную среду для жителей данных кварталов и использования придомовой территории, для начала требуется проанализировать текущее состояние кварталов, а именно количество жителей и наличие парковочных мест, площадь детских площадок, сравнить их друг с другом, а также с нормативами.

 http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4367-4.PNG

Рисунок 1 – космоснимок 203 и 69 квартала г.Якутска

Выбор данных направлений не случаен: все эти составляющие прямым или косвенным влияют на людей. Нехватка парковочных мест сказывается на эмоциональном положение жильцов дома. Малое количество и площадь детских площадок не способствует физическому развитию будущего поколения, а также из-за нехватки приведут к опасным местам пребывания несовершеннолетних.

Количество жителей возьмем среднестатистическое значение это 3,5 человека на 1 квартиру. В 203 квартале 4 860 квартир – 17 010 человек, а в 69 квартале 2 358 квартир – 8 253 человек.

Количество подземно-надземных гаражей в 203 квартале составляет 5 штук с разным количеством машина мест от 80 до 131, вместе с прилегающими к домам парковочными местами и подземными машина мест составляет 3 045 маш. мест. В 69 квартале парковочных мест насчитано 972 штук и гаражей 319 штук итого маш. мест составляет 1291.

Детских площадок на 203 квартале составляет 12 263,8 м2, на 69 квартале 8 063,12 м2.

Согласно решения городской думы Якутска от 25.02.2016 г. №278-НПА «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Якутск». Требование на 100 квартир должно быть не менее 60 парковочных мест. Расчет площади для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется в соответствии с нормами, приведенными в таблице 1.[1]

Таблица 1

Площадки

Удельные размеры площадок

1

Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста

0,7 м2/чел.

2

Для отдыха взрослого населения

0,1 м2/чел.

3

Для занятия физкультурой

2,0 м2/чел.

4

Для хозяйственных целей и выгула собак

0,3 м2/чел.

5

Для стоянки автомобилей

6,6 м2/чел.

      Тем самым исходя от количества жителей кварталов сравним с нормативом, результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Показатель

Фактическое

Требуемое

Разница

203 квартал (на 17 010 жителей)

 1

Парков.места

3 045

2 916

129 мащ/мест

2

Детские площадки

12 263,8 м2

11 907 м2

356,8 м2

69 квартал (на 8 253 жителей)

1

Парков. места

1 291

1 415

— 124 маш/мест

2

Детские площадки

8 063,12 м2

5 777 м2

2 286,12 м2

Площадь жилой зоны кварталов приблизительно равны, разница составляет всего лишь 4,77 %. Количество квартир и жителей отличается на 49%, связано это с многоэтажной застройкой в 203 квартале. Тем самым имеем проблемы в 69 квартале с парковочными местами, которые нужно будет решить без уменьшения зеленых зон и иной придомовой территории, а также нервов жителей квартала, так как несанкционированные парковочные места будут нарушать транспортную схему. Исходя из того, что Якутск расположен в условиях крайнего севера и парковочные места не могут уйти вниз из-за многолетнего мерзлого грунта.

Что касаемо детских площадок то в современном квартале все в порядке и учтено при проектировании. Для 69 квартала не требуется в увеличение территории детских площадок, но необходима полная реконструкция и обновление покрытия с песчаного до искусственного, так как данные детские игровые площадки и малые архитектурные формы не подходят, а именно из-за того, что износились со времени последнего обновления и модернизации. Имеются такие дефекты как: сколы и дефекты в ограждающих конструкциях, отсутствие покрытия для детской площадки, коррозия и острые углы на металлических формах и прочее.

В качестве дальнейшего исследования было принято решение о проведении социологического опроса, направленного на выявление основных проблем благоустройства дворов для жителей. В данном опросе мог принять участие любой желающий независимо от возраста проживающий на территории города Якутска более 5 лет. В социологическом опросе участвовали – 282 респондента.[3]

      Один из первых вопросов звучал следующим образом: «Какова Ваша оценка качества благоустройства придомовой территории?». Результаты в процентном отношении представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты оценки жителями уровня благоустройства придомовой территории.

      Исходя из анализа результатов можно сделать вывод о том что, почти половина опрошенных респондентов не удовлетворены состоянием придомовой территории. Респонденты также склоняются к тому что на придомовой территории имеет место ряд проблем связанных с благоустройством. Все это свидетельствует о том что проблема благоустройства дворов на сегодняшний день является актуальной и вызывает большой интерес со стороны горожан.

      Следующий вопросы были направлены на выявление самых проблемных позиций, касающихся благоустройства дворовой территории. Респонденту предлагалось несколько вариантов ответа, а также предложения по улучшению придомовой территории. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты проблем придомовой территории.

Результаты показали, что наиболее важными и требующими скорейшего разрешения являются проблемы связанные с озеленением территории (179 – 63,4 %) и модернизации и реконструкции детских и спортивных площадок (144 – 63,4 %), а также с улучшением тротуарных дорожек и переходов (144 – 51,2 %) и устройство пандусов для маломобильной части населения и детских колясок (143 – 50,7 %). Предложение респондентов также рассмотрены и добавлены в дальнейшее изучение:

  • Устройство водоотводов, чтобы не образовались лужи после дождя/снега;
  • Улучшение асфальтирования придомовой территории
  • Установить ограничители, чтобы машины не заезжали на тротуары

В завершении опроса респондентам было предложено выбрать наиболее предпочтительную для них форму участия в повышении уровня благоустройства. Результаты представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты участия в повышении уровня благоустройства.

Мнение о том какими способами можно повлиять на качественное преобразование придомовой территории разделились. Больше половины опрошенных, принимали или хотят принять участия в данных мероприятиях. Остальные отказались в участии или затрудняются ответить.

А также выделен вопрос за чей счёт требуется повысить уровень благоустройства придомовой территории. 80,5 % респондентов указали управляющую компанию (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ).

 

Рисунок 5 – Результаты о финансовом решение данных проблем.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что сегодня нам необходимо разработать эффективные механизмы для создания и преобразования нашей среды в удобное и самое главное безопасное место. Для этого, прежде всего, необходимо внести изменения в систему правового регулирования этого вопроса на уровне города. Мы считаем, что необходимо провести линию ответственности за содержание и реконструкцию местных территорий между местными властями и жителями. Необходимо, чтобы все понимали важность поддержания состояния двора в соответствии с правилами, чтобы вы чувствовали себя защищенными не только внутри стен вашей квартиры, но и за ее пределами.

Литература

  1. Правила благоустройства городского округа «город Якутск» от 16.06.2011 № 2-НПА. [электронный ресурс] – Доступ из справочной правовой системы «Техэксперт». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/
  2. Николаевская И.А. Благоустройство территории: Учеб. / Отв. ред. И.А. Николаевская – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» — 272 с.. 2011.
  3. Социологический опрос [электронный ресурс] – Доступ из опросной системы «Google Формы». – Режим доступа: https://forms.gle/4PGsT8ghJ9YzQ1NX6