ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, КАК УЯЗВИМАЯ ГРУППА

20 января 12:14

В данный момент более 10 миллионов человек по всему миру отбывает наказание в местах лишения свободы за совершённые ими те, ли иные преступления. Сбором подобных данных занимается Институт исследований в области уголовной политики. Ежегодно данная организация публикует доклад о проделанной работе и, как показывает практика, в развитых странах, очевидно, на 100 тысяч человек приходится меньше всего заключённых.

Как не прискорбно осознавать, но во многих странах, в той или иной форме, всё ещё применяется высшая мера наказания — смертная казнь. Например, в США данный приговор используется в 31 их 50 штатов. В Китае людей могут казнить за взятку, побег из тюрьмы, проституцию, шпионаж или подделку лекарственных средств. В Европе и СНГ такой страной является ближайший российский сосед — Республика Беларусь.

Однако большая часть казней приходится на страны Ближнего Востока и Северной Африки. В Саудовской Аравии, например, за вооруженное ограбление, убийство, повторное употребление наркотиков, изнасилование, прелюбодеяние, ложные пророчества, вероотступничество и колдовство преступники, как правило, приговариваются к смертной казни.

Существуют исключения, когда смертная казнь заменялась либо пожизненным сроком заключения, либо максимально возможным в условиях уголовного права отдельно взятой страны. Уже после того как Россия была принята в Совет Европы и подписала Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни, российские суды в отдельных случаях выносили смертные приговоры. Вынесение судами смертных приговоров (а тем более приведение их в исполнение) могло бы составить нарушение Россией ее обязательств по статье 18 Венской конвенции о праве международных договоров в отношении Протокола N 6. Однако, всякий раз имела место замена смертной казни в порядке помилования, осуществляемого Президентом Российской Федерации на основании статьи 89 (пункт «в») Конституции Российской Федерации, другим наказанием, не связанным с лишением жизни.

Продолжительный срок изоляции от общества в сочетании с ограничивающим содержанием под стражей зачастую оказывает глубокое воздействие на психическое здоровье заключенных. Они начинают страдать от последствий социальной изоляции и последующей утраты личной ответственности и контроля над окружающей их средой, у них усиливается зависимость от пенитенциарного учреждения и потенциальной потери контактов с семьей и близкими. Эти факторы приводят к глубокому одиночеству, чувству вины, неуверенности относительно даты их освобождения (а в случае лиц, приговоренных к смертной казни, — неопределенности в отношении их судьбы), потери чувства безопасности из-за близости с другими потенциально жестокими осужденными, что вызывает чувство постоянной тревоги. В результате длительные сроки лишения свободы усугубляют существующие проблемы в психическом здоровье, что, в конечном итоге, порождает новые проблемы. Действительно, исследования в некоторых странах показали, что уровень психического здоровья среди осужденных, отбывающих пожизненное заключение, выше, чем среди общего числа лишенных свободы.

Так являются ли заключённые уязвимой группой?

К «уязвимым группам» традиционно относят прежде всего соледующих: дети, отдельные категории женщин, трудящиеся-мигранты, беженцы, инвалиды, национальные меньшинства и пожилые люди.[1] То есть лица, находящиеся в ситуации риска или неблагоприятного положения.

Люди, отбывающие наказание в виде лишения свободы, порой живут в ужасных условиях. В камерах одновременно могут находиться не один десяток заключённых, что, в условиях постоянного психологического и морального напряжения, а так же склонности к агрессии некоторых из них, может привести к конфликтом, которые в иных случаях имеют летальный исход.

Более того, в тюрьмах, как нигде, действует стратификация. Например, лидеры банд и организованных преступных группировок могут содержаться в улучшенных условиях или иметь при себе дополнительные личные вещи. В других государствах закон позволяет богатым осужденным купить такие привилегированные условия. Однако ни один осужденный не может пользоваться особыми привилегиями на основании своего статуса или богатства.

Часть 2 статьи 21 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что “каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране”.[2]

Какую же ситуацию мы видим с заключёнными? В большинстве случаев человек, выйдя из тюрьмы, становится изгоем общества, его не берут на нормальную работу, на него косо смотрят его бывшие друзья и соседи, человек всё больше и больше замыкается в себе и ухватывается за любую подработку, чтобы иметь возможность просто поужинать. Ни о какой государственной службе и речи быть не может. ООН провозглашает свою Декларацию обязательной для всех, без исключения. Каждый человек обладает всеми правами и свободами, независимо от расы, вероисповедания или социального происхождения.

Учитывая все эти факты, можно предположить, что в той или иной степени людей, отбывших своё наказание и вернувшихся в социум всё же можно причислить к уязвимым группам. Как и тех, кто на данный момент, в условиях пандемии COVID-19 находится в местах лишения свободы, чьи камеры известны своей плотностью и перенаселением.

 

Список литературы

  1. Гуманитарное право. – URL : https://humanlaw.ru/easyblog/zapis/ponyatie-uyazvimykh-grupp-v-mezhdunarodnom-prave.html (дата обращения 22.05.2020)
  2. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.]
  3. Gumanitarnoe pravo. – URL : https://humanlaw.ru/easyblog/zapis/ponyatie-uyazvimykh-grupp-v-mezhdunarodnom-prave.html (data obrashhenija 22.05.2020)
  4. Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka: [prinjata na tret’ej sessii General’noj Assamblei OON rezoljuciej 217 A (III) ot 10 dekabrja 1948 g.]

 

[1]Гуманитарное право. – URL : https://humanlaw.ru/easyblog/zapis/ponyatie-uyazvimykh-grupp-v-mezhdunarodnom-prave.html (дата обращения 22.05.2020)

 

[2] Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.]