Молодёжные Субкультуры в Современной России

5 апреля 11:55

Сегодня большое количество молодых людей включено в каждую субкультуру. Субкультуры — это группы людей, которых объединяют общие интересы со своими особенностями, ценностями и мировоззрением. Основой культуры может быть ваш стиль одежды, ваши манеры, ваша музыка. Субкультура — это, по сути, поиск социального статуса. После вхождения человек обычно приобретает индивидуальную внешность, отвергает общепринятые нормы и кодексы поведения, то есть форма одежды человека радикально отличается от формы одежды большинства, а музыкальные предпочтения и взгляды на происходящее вокруг него также меняются[1].

Некоторые субкультуры по своей природе замкнуты и ищут изоляции. А другие, напротив, стараются выделиться, передать свои мысли другим. Есть и агрессивные субкультуры. Они могут протестовать против общества, нарушать законы и правила[2].

Все больше молодых людей пытаются найти свой путь, войти в любую субкультуру. В России, как и в других странах мира, существует множество неформальных объединений.

Невозможно точно сказать, когда эти или другие субкультуры начали появляться в нашей стране, но первое упоминание о них было в начале 60-х годов. Но жесткая политическая система не позволила им развиваться, и многие неформальные группы успокоились.[3] 

Вторая вспышка была в 70-х годах. Государство не смогло подавить столь бурное развитие неформальных движений и перестало этому противодействовать. В 90-е годы в России можно было насчитать не менее десятка разных субкультур. Неформальные движения говорили не только журналисты и общественность, но и психологи[4]. Ученые стали говорить о субкультурах в национальном масштабе. 

Помимо субкультур, которые существуют в России более 20 лет: рокеры, байкеры, готы, выделим наиболее популярные сегодня у молодежи. Обзор источников позволил выделить следующие типы субкультур, которые актуальны в сегодняшнем обществе:

  1. Футбольные фанаты. Футбольные фанаты считаются преступной субкультурой. Это усугубляется тем, что фанаты являются одной из самых активных подростковых групп в России.

Что характерно для болельщиков — как правило, они даже не знают истории команд, но «в курсе» последних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональное освобождение, способность кричать, размешивать и смешивать разные взгляды и образ жизни.

  1. Экологисты. Такие молодежные движения по защите окружающей среды в России непопулярны и малочисленны (всего 4%). Акции российского Гринписа по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Однако стоит отметить, что данное движение набирает популярность, во многом благодарю огласке в социальных сетях. У них есть возможность освещать свои мероприятие на широкую массу людей, создавать петиции и искать волонтеров. Такие движения удобно создавать под официальными структурами: они не могут существовать самостоятельно из-за материальных трудностей и правовых препятствий.
  2. Рейверы. Название данной субкультуры происходит от английского слова «rave», которое означает «бредить», «бред». Рейв — это вечеринка, с «дикими» танцами, громкой музыкой. Представители данной субкультуры имеют ночной образ жизни.
  3. Хип-хоп культура. Среди российских подростковых сообществ хип-хоп группа появилась давно и, видимо, надолго.

Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» — улица. Считается, что это направление появилось на улицах цветных блоков в Соединенных Штатах.

Теперь направление поддерживается государственными чиновниками и становится все более популярным на сцене. Эта молодежная субкультура противостоит преступным группам подростков, потому что «Битвы» распространяются здесь только с целью установить, кто лучше владеет техникой тех или иных танцевальных стилей.

Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, способность двигаться, и только тогда она становится необходимой силой для акробатических движений. Это очень хорошо видно на перерыве или в прерванном танце, который нашел много поклонников среди подростков. Школы хип-хопа, а также фестивали, конкурсы, в том числе граффити, появились и становятся все более популярными.

Это явление воплощают абсолютно уникальные и очень популярные молодежные движения. Они ярко демонстрируют желание молодых людей обновляться, «украшать» свою жизнь чем-то необычным, стараются привнести захватывающие ощущения и адреналин в серую повседневную жизнь, часто с помощью экстремальных видов спорта. Последователи этих течений собираются вместе для экстремальных видов спорта или для экскурсий по глубокой тайге, чтобы «баловаться» в тех же экстремальных условиях.

  1. Диггеры. Диггеров объединяет любовь к опасностям подземного мира, закрытых объектов и территорий. Данное сообщество имеет закрытый характер, в отличие от многих других субкультур, они не пропагандируют и не освещают свои действия всем. У данной субкультуры много подвидов: руфферы (любители крыш), сталкеры (любители закрытых объектов), и т.д.
  2. Ролевики (ранее толкиенисты). Данная субкультура появилась изначально благодаря увлечению молодежи компьютерными играми с персонажами книг Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и др. Данная субкультура подразумевает «сходки» в костюмах и макияже (попытка перевоплощения называется косплей): участники переодеваются в эльфов, гномов, и т.д. Данные костюмы можно купить в специализированных магазинах. Часто во время сходок происходят реконструкции, бои и пр. К данной субкультуре ролевиков можно отнести увлечение аниме и k-pop культурой, что также подразумевает страсть к играм, мультфильмам, подражанию персонажам.

Целью нашей работы является изучение концепции субкультур и их анализ в современной России.

Предметом нашего исследования стали 64 человека. 27 девушек и 37 парней. Эти люди являются студентами различных высших учебных заведений. Их возраст колеблется от 16 до 20 лет.

На вопрос: «Что означает термин« субкультура?» 80% опрошенных заявили, что это «система норм и ценностей, которая отличает группу от большинства общества».

К опросу: «Вы связаны с субкультурой?» 60% респондентов заявили, что не считают себя неким неформальным объединением, а 40% могут считать себя определенной субкультурой.

70% опрошенных считают, что субкультуры различаются по таким критериям, как «стиль и стиль жизни», 25% — по «навыкам» и только 5% — по «ценностям».

45% респондентов заявили, что изменение мировоззрения может повлиять на предпочтения при выборе субкультуры. 30% (включая большинство девушек) считают, что мода влияет на выбор субкультуры, 23% считают, что предпочтения при выборе субкультуры меняются под влиянием других, 2% говорят, что «Человек решает сам.

40% анкетируемых ответили, что в городе часто встречают «рокеров», 18% «готов», 12% «панков», 10% «диггеров», 10% «рейверов», 10% «ролевиков».

70% респондентов нейтрально относятся к влиянию субкультур на молодежь, 15% положительны, 15% отрицательны.

Что касается принадлежности к определенной субкультуре, 30% респондентов считают, что музыка предпочтительнее, 30% — одежда, 20% — характер, 15% — макияж и 5% заметили разные признаки.

Влияние субкультур можно увидеть по внешнему виду, по мнению 60% респондентов,

27% — на мероприятия »и 13% на различные акции и акции.

55% респондентов уверены, что принадлежность студента к той или иной субкультуре может повлиять на их учебу в университете, 45% считают, что это не так.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивом для создания субкультур среди молодежи является в основном стремление выделиться из общей толпы, найти свою индивидуальность и в большей степени проявить свою принадлежность к определенной субкультуре во внешних признаках.

Список литературы:

  1. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в

формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.

  1. Живайкина А.А., Шилкина И.В. Текст как средство развития личности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. Т. 5. № 12.  С. 1784.
  2. Сильвеструк С.В., Ермолаева Е.В. Формирование имиджа современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 213.
  3. Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1577.

 

Spisok literatury:

  1. Zhivajkina A.A., Ermolaeva E.V. Rol’ kul’turologii v

formirovanii lichnosti specialista v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve // Aktual’nye problemy realizacii social’nogo, professional’nogo i lichnostnogo resursov cheloveka. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj). Redaktor: E.V. Haritonova. 2013. S. 65-70.

  1. Zhivajkina A.A., Shilkina I.V. Tekst kak sredstvo razvitija lichnosti // Bjulleten’ medicinskih Internet-konferencij. – 2015. T. 5. № 12.  S. 1784.
  2. Sil’vestruk S.V., Ermolaeva E.V. Formirovanie imidzha sovremennogo vracha // Bjulleten’ medicinskih internet-konferencij. 2016. T. 6. № 1. S. 213.
  3. Umnova T., Bochkareva D., Ermolaeva E.V. Sovremennye molodezhnye subkul’tury // Bjulleten’ medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. № 12. S. 1577.

 

[1] Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. 2013. С. 65-70.

[2] Сильвеструк С.В., Ермолаева Е.В. Формирование имиджа современного врача // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 1. С. 213.

[3] Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1577.

[4] Живайкина А.А., Шилкина И.В. Текст как средство развития личности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 1784.