ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-ОГО КЛАССА В РАЗДЕЛЕ «ХОЗЯЙСТВО РОССИИ»

13 декабря 8:28

Предмет географии помогает школьникам пользоваться разной географической информацией, перенося ее в масштабы своей родины, региона. Данный предмет в школьном курсе удовлетворяет интересы учеников в познании окружающего мира. А также наряду с другими предметами помогает выбрать будущую специальность и призвание. 

Фрагменты из произведений якутской литературы можно использовать для более глубокого закрепления знаний по таким предметам как география, история, биология, обществознание и др. Использование художественных произведений на уроках географии не только поможет закрепить знание, но и создать более живое, многогранное понятие терминов из учебника. К тому же произведения из якутской литературы помогут школьникам создать интерес к изучению географических особенностей своего края. Например, отрывки из романа Амма Аччыгыйа «Весенняя пора», повести С.П. Данилова «Пашня», «Не улетайте, лебеди!» об экологии, отношении к природе.

Согласно ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) личностные результаты обучения в пункте 9 должны отражать: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. То есть выпускник основного общего образования должен быть экологически грамотным, знать и понимать проблемы окружающей среды на сегодняшний день. 

Данный личностный результат можно достичь при использовании фрагментов произведений из якутской литературы об экологии, отношении к природе. Например, при изучении курса географии в 9-м классе в разделе «Хозяйство России». Данный прием в виде ознакомления литературы со стороны географии поможет ученикам закрепить более эмоционально проблемы экологии промышленностей в России в обобщающем уроке. Например, в обобщающем уроке по отраслям промышленности в России учитель предлагает ученикам прочитать заранее подготовленные отрывки из произведений про экологию, тем самым мотивируя учебную деятельность и глубокое закрепление знаний учащихся. В качестве отрывков из якутской литературы по проблеме экологии промышленности можно привести повесть Н. Якутского «Көмүстээх үрүйэ» о золотодобыче в Якутии и ее возможных последствиях для природы и местных жителей. А также повести С. Данилова «Пашня» и «Не улетайте, лебеди!» по проблеме сельского хозяйства и потребительского отношения человечества к природе. 

После прочтения отрывка учениками в качестве рефлексии можно провести параллели, сравнение между отрывками, с целью развить аналитический способ мышления у учащихся. Например:

— В каком отрывке более ярко описаны последствия очеловечивания природы?

— В фрагменте какого художественного произведения описано отражение сельского хозяйства в экологии?

— В отрывке какого произведения описано отражение золотодобывающей промышленности в экологии?

— Как можно минимизировать последствия промышленности в природе?

Таким образом, использование фрагментов из произведений в курсе географии делает урок красочным, эмоциональным, тем самым глубоко закрепляя его основную мысль у учеников. А также географическое знание на литературной основе развивает аналитический подход для решения задач, заключения определенных выводов. Интеграция урока географии с якутской литературой способствует формированию знаний по географии родного края, всестороннему развитию учителя и обучающихся. 

Литература

  1. Врабий, М. Н. Использование фрагментов художественной литературы на уроках географии (на примере произведений местных писателей) / М. Н. Врабий. — Текст : непосредственный // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. — 2012. — № 3. — С. 76-79.
  2. Данилов С.П. Барымаҥ да, кубалар! Не улетайте, лебеди! — Якутск: Кн.изд-во, 1986. — 508 с. (на якут. яз.).
  3. Мординов Н.Е. Весеняя пора: Роман. – М.: Худ. лит., 1993. – 722 с.
  4. Мыреева А.Н. Литература и время : статьи / А. Н. Мыреева- Баишева. — Якутск : Бичик, 2010. – 174 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Literature

1.      Vrabij, M. N. Ispol’zovanie fragmentov hudozhestvennoj literatury na urokah geografii (na primere proizvedenij mestnyh pisatelej) / M. N. Vrabij. — Tekst : neposredstvennyj // Regional’noe obrazovanie HHI veka: problemy i perspektivy. — 2012. — № 3. — S. 76-79.

2.      Danilov S.P. Barymaҥ da, kubalar! Ne uletajte, lebedi! — Jakutsk: Kn.izd-vo, 1986. — 508 s. (na jakut. jaz.).

3.      Mordinov N.E. Vesenjaja pora: Roman. – M.: Hud. lit., 1993. – 722 s.

4.      Myreeva A.N. Literatura i vremja : stat’i / A. N. Myreeva- Baisheva. — Jakutsk : Bichik, 2010. – 174 s.

5.      Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N 1897 ob utverzhdenii Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija.