ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

19 сентября 4:03

Успех модернизации системы образования связан с сохранением здоровья подрастающего поколения. Все более актуальными становятся проблемы создания условий для укрепления здоровья обучающихся, формирования целостного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,  привития навыков здорового образа жизни.

В Оренбурге предпринимаются попытки решения существующих проблем на основе реализации комплексного подхода. Целью комплексного проекта модернизации образования города Оренбурга является решение вышеуказанных проблем качества образовательных услуг посредством устранения причин их возникновения — проблем системы образования.

Для получения положительного эффекта от модернизации необходимо четкое понимание роли этих элементов в процессной модели системы образования. Такое понимание позволит спроектировать целостную систему решений по модернизации регионального образования в рамках заданных направлений.

Так система оценки качества образования отвечает за выявление отклонений фактических результатов образовательного процесса от целевых требований.

Региональные и муниципальные органы управления, а так же органы управления образовательным учреждением как государственные, так и общественные каждый на своем уровне, в пределах своей компетенции отвечают за выработку решений, направленных на устранение выявленных отклонений.

Проведенный анализ функционирования системы образования показал, что в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.

Для развития системы образования в Оренбурге следует реализовать следующие решения:

Сильные стороны + Возможности:

А. Возможность предоставления услуг повышения квалификации за счет большого опыт педагогической и практической деятельности у преподавателей.

Б. Возможность предоставления услуг переподготовки кадров на основе полученного опыта от ВУЗов других стран, соответствующих новых международным стандартам.

В. Создание единого образовательного поля на основе уже имеющегося опыта работы с иностранными ВУЗами и возможных перспектив для повышения потока новых студентов и свободным обменом научного опыта.

Г. Возможность дистанционного обучения кадров без чрезмерного отрыва их от практической деятельности.

Д. Возможность создания программы повышения инновационного потенциала за счет уже имеющейся социальной поддержки.

Слабые стороны + Возможности:

А. Создание программы привлечения преподавателей в ВУЗы за счет привлечения интеллектуального капитала.

Б. Привлечение инвестиций для поддержки научных школ, обновления устаревающих технологий и оборудования, а также для ремонта помещений.

В. Заключение договоров с иностранными ВУЗами и как следствие усиление интеграции в международные системы оценки качества обучения и рейтингования.

Г. Запуск программы обучения по обмену с другими странами, посредством повышения знания иностранных языков среди студентов.

Сильные стороны + Угрозы:

А. Установление более высокого «порога поступления» в ВУЗы, с целью повышения качества подготовки выпускников.

Б. Создание совместных проектов с представителями крупного и среднего бизнеса, и как следствие привлечение капитала и повышение уровня квалификации работников на этих предприятиях.

В. Создание координирующего органа для развития международных связей на основе уже имеющихся партнерских отношений.

Г. Сокращение бесперспективных направлений обучения с целью расширения количества мест для других более перспективных специальностей.

Слабые стороны + Угрозы:

А. Улучшение системы контроля качества обучения и как следствие лучшая отчетность Министерству образования с целью предотвращения сокращения финансирования.

Б. Привлечение бизнеса за счет создания интерактивных форм обучения, подходящих для повышения квалификации в сфере бизнеса.

В. Создание новых практико-ориентированных форм образовательных программ и внедрение индивидуальных и дистанционных форм обучения с целью избежания нехватки абитуриентов.

Г. Переориентация систем рейтингования на международные стандарты с целью повысить возможность сотрудничества с иностранными ВУЗами.

После выявления и анализа факторов внешней и внутренней среды, а также разработки стратегических решений, следует подвести итог, путем формирования основных мероприятий, способствующих развитию и повышению конкурентоспособности сферы образования в городе Оренбурге.

Стратегическим альтернативами развития сферы образования города Оренбурга являются:

  1. Создание благоприятных условий для привлечения бизнеса в сферу высшего образования, и как следствие приток капитала.
  2. Создание новых практико-ориентированных форм образовательных программ, внедрение индивидуальных и дистанционных форм обучения, для обучения кадров без отрыва от практической деятельности, а также развитие инновационного потенциала.
  3. Укрепление и развитие сотрудничества с зарубежными ВУЗами, интеграция в международные системы оценки качества обучения, посредством создания координирующего органа по международным связям.
  4. Модернизация системы контроля качества обучения.

Образование может стать ключевым фактором развития экономики города Оренбурга.

Повышение конкурентоспособности и непосредственное развитие образования позволит обеспечить поток высококлассный специалистов в различные отрасли хозяйства и оказания услуг, что поспособствует поддержанию и росту уровня экономики, увеличит занятость населения, также приведет к улучшению уровня жизни населения за счет социальных изменений и повышения уровня доходов работников.

Таким образом, наряду с достижениями системы образования города Оренбурга, сегодня отмечается ряд проблем в сфере обеспечения доступности образования, обновления его содержания, усовершенствования качества предоставляемых услуг и ресурсной базы организаций. К числу данных проблем относятся: несоответствие содержания образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности; несоответствие качества образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности; рост доли детей, не имеющих возможность получать качественное образование — недоступность качественного образования; рост доли обучающихся в образовательных учреждениях с отклонениями в здоровье.

Переход системы образования города Оренбурга в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия, компетентного подхода к решению проблем образования детей в условиях единой региональной системы, включающей сферы образования, культуры, спорта, что позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономическом развитии региона, сосредоточить усилия на сохранении, обучении и развитии человеческих ресурсов города Оренбурга.

 

Список использованной литературы:

  1. Berezhnaja L.Ju., Bobrova V.V., Korabejnikov I.N. Analiz razvitija sistemy vysshego obrazovanija Rossii // Jekonomika i predprinimatel’stvo. – 2017. — №12-2 (89). – S. 658-664
  2. Labuzov V.A.Strategija razvitija regional’nogo obrazovanija v Orenburzh’e // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2017. — № 10 (210). – S. 92-96.
  3. Monitoring vuzov Rossii [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016/_vpo/material. php?type=2&id=10802. (data obrashhenija 01.04.2020)
  4. Obrazovanie v Orenburzh’e v cifrah i faktah: informacionno-analiticheskij sbornik / Ministerstvo obrazovanija Orenburgskoj oblasti, Orenburg: 2019. – 52 s.
  5. Jurtaeva T. B. Problemy i perspektivy jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». – 2016. – T. 15. – S. 216–220.