СФОРМИРОВАННОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИК МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ САМООЦЕНКИ

29 декабря 4:02

Важным этапом завершения дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению, которая выступает комплексным показателем, позволяющим спрогнозировать успешность обучения будущего первоклассника. Мотивационный компонент психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста предоставляет переход на школьную позицию и является необходимым фундаментом для усвоения школьной программы, обеспечивает успешную адаптацию ребенка к школе [1].

Целевым ориентиром по завершении дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является формирование предпосылок к учебной деятельности, одним из компонентов которого становится формирование мотивационной сферы. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников [3].

Формированию мотивационной готовности к обучению в школе посвящены исследования А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, М. В. Матюшкина и т. д., которые в структуре психологической готовности к школе выделяют важность мотивационной составляющей [2].

Мотивационный компонент психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста складывается из положительных представлений о школе, желании учиться и сформированности внутренней позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя самооценку как психологическое качество оценки личности самого себя и своих возможностей. Поэтому к началу обучения в школе старший дошкольник должен иметь адекватную самооценку, уметь понимать свои удачи и промахи.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников с разной выраженностью самооценки. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей.

Значимость исследования обусловлена тем, что для детей старшего дошкольного возраста определяющим является адекватная самооценка, которая создает необходимую предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни. По этой причине сформированность характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников необходимо рассматривать как важнейшее условие их индивидуального формирования.

Данной теме посвящено немалое количество теоретических и экспериментальных исследований, как за рубежом, так и в нашей стране (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская и др.).

Теоретическое исследование проблемы позволило провести анализ понятий. Мотивационная готовность является важной составляющей психологической готовности ребенка к школьному обучению, которая включает в себя сформированные познавательные и социальные мотивы. Под мотивационной готовностью к школе детей старшего дошкольного возраста понимаем желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности. При ведущей роли последних, развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений ребенка о школе, о школьных требованиях. Проблема формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми старшего возраста. Содержание программ «Детство» и «Радуга» ориентированы на формирование предпосылок учебной деятельности, на готовность детей к школе. Данные программы своими задачами ставят задачи по взаимодействию при подготовке детей к школе. Программа «Радуга» в качестве специальной ставит цель поддержания у детей базовых мотиваций, а в старшем дошкольном возрасте — формирования мотивации учения. Большинство исследователей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Захарова, М.И. Лисина, А.И. Липкина, Э.Эриксон, К.Роджерс и др.) сходятся во мнении, что самооценка выступает как необходимое внутреннее условие регуляции поведения и деятельности, в том числе и на мотивационную готовность личности к обучению. В нашем исследовании будем использовать определение из психологического словаря под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова: самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. В связи с этим возникает проблема формирования у детей дошкольного возраста позитивной адекватной самооценки, как фактора, способствующего успешному обучению, в аспекте подготовки их к школе.

Для изучения сформированности характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников с разной выраженностью самооценки был проведен констатирующий эксперимент.

Для выявления мотивационного компонента психологической готовности к обучению и самооценки детей старшего дошкольного возраста использовались: методика изучения внутренней позиции школьника «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой), методика «Изучение мотивов учения» (М.Г. Гинзбург), тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгера) и методика исследования самооценки В.Г. Щур.

Полученные результаты диагностики показали, что у детей слабо выражен мотивационный компонент психологической готовности к обучению старших дошкольников: высокий уровень у 33,3% детей, средний уровень у 41,7% детей, низкий уровень у 25% детей. Итоговые показатели мотивационного компонента психологической готовности к обучению старших дошкольников были выявлены у одних и тех же детей, а так же 54,2 % дошкольников имеют завышенную самооценку; 20,8 % детей – адекватную самооценку; 25 % детей имеют заниженную самооценку.

Полученные результаты, для проверки и подтверждения гипотезы подвергли корреляционному анализу с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Изучалась взаимосвязь между показателями по фактору сформированности характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников с разной выраженностью самооценки. В результате получили rs = 0.433. Критические значения для  n=24, которое равно 0.41 при  р=0.05 и 0.52 при р=0,01. То есть корреляция между данными показателями достигает уровня статистической значимости. Корреляция между показателями показывает, что изменение одного из параметров должно повлечь изменение другого параметра.

На основе полученных данных в результате проведения констатирующего эксперимента был разработан проект психолого-педагогической программы по формированию мотивационного компонента психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста рассчитан на детей, имеющих заниженную и завышенную (высокую) самооценку. В структуру разработки проекта программы входит определение целей, задач программы, описание рабочего плана реализации программы и подробное описание структуры и содержания программы.

Цель программы состоит в формировании мотивационного компонента психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста с разной выраженностью самооценки. Задачами программы стали: формирование внутренней позиции школьника; развитие адекватных мотивов учения (учебный, познавательный и позиционный); расширение сочетания ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Развивающая программа предназначена для групповой работы и направлена на формирование мотивационного компонента психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста с разной выраженностью самооценки.

Работа предполагает поэтапную реализацию каждого блока: I блок –  Положительные представлений о школе. II блок – Проявление интереса к новому собственно школьному содержанию занятий. III блок — Ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения. IV блок – Роль и авторитет учителя.

Практическая значимость исследования в том, сформированность характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников взаимосвязывается с разной выраженностью самооценки. Корреляция между показателями показывает, что изменение одного из параметров должно повлечь изменение другого параметра. Поэтому материалы исследования могут быть использованы педагогами-психологами в процессе формирования характеристик мотивационного компонента психологической готовности к обучению у старших дошкольников с разной выраженностью самооценки.

Итоговым этапом работы над программой становится его защита и опубликование полученных результатов на методическом объединении.

Таким образом, в рамках реализации психолого-педагогической программы по формированию мотивационного компонента психологической готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста с заниженной выраженностью самооценки достигнутые результаты работы определяются возросшим интересом и желанием детей продолжить обучение в школе на основе развития и закрепления мотивационной составляющей и сформированность адекватной самооценки у дошкольников.

 

Литература 

  1. Нежнова Т.А Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вопросы психологии. — —  № 1. — С. 24-27.
  2. Падурина Е.А. Программа развития позитивных родительских чувств как способ коррекции неадекватной самооценки дошкольника / Е.А. Падурина // Вестник Курганского государственного университета. Серия Физиология, психофизиология, психология и медицина. — 2008. — № 11. — С. 129-130.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html