ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ САМООБСЛУЖИВАНИЯ СРЕДИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РОССИЙСКОМ РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ

17 мая 5:44

Жесткая конкуренция, усугубляемая ростом электронной коммерции, приводит к тому, что розничным компаниям все важнее дифференцироваться. Разработка стратегии для повышения конкурентоспособности важна для каждой отрасли, но особенно важна для розничной торговли. В этой отрасли, с высокой насыщенностью рынка и низкими затратами на переключение потребителей, технологическое преобразование необходимо для выживания. Внедрение технологий самообслуживания в розничные сети это прогрессивный шаг в развитии сферы торговли. Внедряя инновации, предприятие становится более адаптивным к изменяющимся условиям рынка, обеспечивает себя конкурентными преимуществами в долгосрочной перспективе. Однако не всегда технологические нововведения получают положительный отклик среди населения или решают поставленные задачи. Данное исследование позволит предприятиям торговли рассмотреть технологии самообслуживания со стороны потребителей и учесть их преимущества и недостатки при разработке эффективной стратегии.

Цель работы: исследовать технологии  самообслуживания на примере гипермаркета «Окей», расположенного по адресу г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 137, выяснить востребованность технологий среди покупателей и по итогам предложить рекомендации для выстраивания эффективной стратегии внедрения инноваций.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Анализ специализированной литературы и научных публикаций по внедрению технологий самообслуживания в работу торгового комплекса;
  2. Проведение маркетингового исследования использования технологии самообслуживания;
  3. Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций.

В работе были использованы такие методы исследования, как изучение и анализ специализированной литературы, системный анализ, сравнение и обобщение, наблюдение.

Создание инновационных систем, которые управляются с помощью модернизированных технологий, обусловлено в первую очередь увеличением эффективности предприятия, во-вторых поддержанием высокого уровня конкурентоспособности на рынке розничной торговли. С их помощью можно контролировать и улучшать такие параметры, как качество обслуживания и оперативность работы магазина.

Одним из инструментов, которые компании внедряют, чтобы добиться этого, являются технологии самообслуживания (Self Service Technologies; SSTs), которые позволяют совершать покупки в торговом зале без помощи продавца. Концепция технологий самообслуживания заключается в том, что они предлагают покупателям больше удобства, повышают доверие и значительно сокращают процесс покупки.

На текущий момент торговые сети располагают двумя видами технологий самообслуживания: кассы самообслуживания и сканеры. С кассами самообслуживания клиенты взаимодействуют лишь на конечном этапе процесса покупки. С их помощью можно отсканировать товар и совершить оплату без взаимодействия с продавцом. Однако данная технология наиболее применима в случае, если в чеке имеется не более 10-12 позиций. Если клиент выбирает сканнер, то, в этом случае, взаимодействие с технологией будет проходить в течение всего процесса покупки. Покупатель имеет возможность самостоятельно сканировать штрих-коды продуктов, одновременно контролируя стоимость как отдельных товаров, так и всей стоимости покупки и сумму скидки. Оплатить покупку можно на кассе самостоятельных покупок.

Технологии самообслуживания позволяют магазинам решать различные проблемы, связанные как потребительской удовлетворённостью, так и с эффективностью работы и управления. Рассмотрим основные преимущества данных технологий [4]:

Таблица 1.

Преимущества технологий самообслуживания.









Преимущество

Комментарий

Оптимизация использования торговых площадей

Терминалы самообслуживания составляют всего 1/3 площади классической кассы, что позволяет магазинам снизить коэффициент установочной площади путем сокращения площади расчетно-кассового узла.

Сокращение времени ожидания

Сокращение времени ожидания в очередях достигается за счет равномерного распределения покупательского потока на расчетно-кассовом узле.

Рост пропускной способности

Увеличение большего числа покупателей достигается путем сокращения времени ожидания в очереди.

Сокращение времени оплаты

Автоматизированные технологии не затрачивают время на подсчет общей стоимости покупки и необходимой к выдаче сдачи [1]. Также поддержка оплаты через мобильный телефон не только ускорит перечисление средств, но и добавит удобства пользователям [2].

Оценка эффективности программ лояльности

Использование технологий самообслуживания непосредственно связано с использованием персональных карт лояльности, что позволяет торговым сетям персонализировать акционные предложения, определять пожизненную ценность покупателя (показатель LTV).

Удобство для потребителей

Упрощение процесса покупки за счет сокращения общего времени процесса покупки, а также исключение портового перекладывания товаров.

Рост денежных средств

Увеличение выручки предприятия за счет увеличения покупательского потока.

 

Современные технологии имеют ряд положительных аспектов, однако, для полного понимания, следует рассмотреть также и недостатки данных инноваций [5]:

Таблица 2.

Недостатки технологий самообслуживания.






Недостаток

Комментарий

Стоимость внедрения

На начальных этапах внедрение технологий самообслуживания достаточно затратно ввиду отсутствия широкого выбора производителей данных технологий и высокой стоимости их производства.

Контроль мошенничества

Технологии самообслуживания имеют риски, связанные с мошенничеством с весом товаров, заменой штрих-кодов или фальсификацией товаров. В данном случае предприятиям приходится надеяться на честность покупателей и на дальнейшую модернизацию систем контроля.

Ограниченность по возрастному фактору

Данные инновационные технологии нацелены на более молодую возрастную категорию покупателей.

Ограничения в получении данных

Некоторыми технологиями самообслуживания можно пользоваться без применения карты лояльность, что влечет за собой утерю данных о покупателе для магазина.

 

Исходя из анализа вышеперечисленных преимуществ и недостатков можно сделать вывод, что для предприятий розничной торговли технологии самообслуживания будут выгодной инвестицией в развитие, но только с учетом грамотно выстроенной стратегии.

Для исследования востребованности технологий самообслуживания среди российских потребителей было проведено наблюдение в гипермаркете «Окей». За час наблюдения (с 17:30 до 18:30) были получены следующие данные: всего гипермаркет посетил 631 покупатель, 184 человека воспользовались кассами самообслуживания, из которых было 23 покупателя, перешедших из очереди на традиционную кассу, а также 28 клиентов предпочли персональные сканнеры, из которых более половины продемонстрировали уверенное пользование терминалом, а у 5 человек процесс получения сканнера занял более 1 минуты, что описывает опыт пользователей как неуверенный либо первичный. Также стоит отметить, что преимущество в использовании технологий самообслуживания  осталось за более молодой категорией граждан.

Данная статистика показывает, что 33,5% покупателей знакомы с технологиями самообслуживания и являются их активными пользователями, что позволяет нам понять важность и необходимость инноваций в торговле. Персональными сканнерами воспользовались 4,5% покупателей, что демонстрирует перспективу развития данной технологии, но также говорит о низкой информированности потребителей, учитывая сравнительно молодой возраст участников наблюдения. Сокращение времени ожидания в очереди остается одним из основных факторов почему пользователи выбирают самообслуживание, что подтверждает число клиентов, покинувших традиционные кассы.

Выводы:

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что технологии самообслуживания являются перспективной инвестицией для предприятий розничной торговли. Они обладают рядом преимуществ, благодаря которым могут стать сильным маркетинговым инструментом в конкурентной борьбе, который не только решает проблему ожидания в очереди, но также создает комфортные условия для покупателей, позволяет эффективно использовать торговые площади и привлекать новых клиентов.

Однако, при разработке маркетинговой стратегии, предприятиям также следует учитывать и недостатки данных технологий. Покупатели активнее используют технологии, если они знакомы с принципом их работы [3]. В этом случае следует обратить внимание на индивидуальное консультирование. Высвобождение рабочей силы, занятой на традиционных кассах, за счет установки терминалов самообслуживания, можно направить на ознакомление потребителей с технологиями.

 

Использованные источники

  1. Бойкова А.В., Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Перспективы развития автоматизированной торговли с использованием инструментов мобильной коммерции // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 474 — 476.
  2. Ильяшенко С.Б., Матросов А.А. Использование Интернет — технологий для повышения эффективности деятельности предприятия. В сборнике: экономическое развитие общества в современных кризисных условиях Сборник статей Международной научно — практической конференции. В 3 — х частях. 2017. С. 37 — 39.
  3. Красюк И.А., Оплеснина Е.Е. Особенности маркетингового управления российскими розничными торговыми сетями//Практический маркетинг. 2013. № 11 (201). С. 20-26.
  4. Самообслуживание в ритейле. URL: https://www.retailloyalty.org/journal_retail_loyalty/read_online/art162732/ (Дата обращения 10.11.2019).
  5. Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. Perspective directions of trade development. Monograph / Ed. by G. Ivanov. Vienna, 2017.