Транспортные проблемы городов зависят от множества факторов. Так развитие улично-дорожной сети зависит от внутренних экономических, социальных, технологических и других аспектов жизни города. Следует включать в рассмотрение и внешние причины, город не есть обособленный объект, он связан множеством связей с другими городами, транспортной и экономической инфраструктурой региона и страны [1].
Улично-дорожная сеть (УДС) города формировалась многие десятилетия под воздействием географических особенностей места расположения города, тенденций промышленного и коммерческого развития города и под воздействием предыдущих управленческих решений. На современном этапе развития городов и агломераций структура УДС создается на основе планов генерального развития, ориентированных в первую очередь на темпы и прогнозы уровня автомобилизации в конкретном городе и регионе. Все выше сказанное в полной мере относится и к городу Ростов-на-Дону.
В настоящее время существенное значение приобрела экономическая деятельность людей, которая привела к сложному многообразию транспортного взаимодействия. Объемы грузоперевозок и пассажироперевозок за последний период выросли [2].
Автомобильный трафик по основным улицам растет, что ведет к снижению безопасности и росту аварийности на дорогах города. На рисунке 1 показаны наиболее аварийные места транспортной городской сети в целом.
Рисунок 1 – Локализация мест высокой аварийности в г. Ростове-на-Дону
Наибольшая аварийность отмечается на пересечении улица Нансена- проспект Нагибина и проспект Малиновского – улица Доватора, на рисунке 2 эти два перекрестка обозначены кружками с наибольшими диаметрами по сравнению с другими, приведенными на схеме.
Характерной особенностью для этих перекрестков является смешение междугороднего и внутригородского потоков, что приводит к серьезной перегрузке как перекрестка, так и примыкающих улиц.
Все дорожно-транспортные узлы на проспекте Малиновского, как и перекресток Малиновского-Доватора являются регулируемыми и одноуровневыми, отличительной особенностью перекрестка Нагибина-Нансена выступает двухуровневость и прохождение железнодорожных путей над пр. Нагибина, которые разделяют ул. Нансена на северную и южную сторону. Очевидно, что существует некоторый порог сложности перекрестка, который относит его либо к высокоаварийным, либо к низкоаварийным (безаварийным).
Для расчета сложности перекрестка (дорожно-транспортного узла) М пользуются формулой [3]
М = Kо ∙ n + Kc ∙ m + Kп ∙ p
Где Ко – коэффициент сложности ответвлений, принимаемый равным 1;
Кс – коэффициент сложности слияний равный 3:
Кп – коэффициент сложности пересечений равный 5;
n, m, p – число точек ответвлений, слияний и пересечений в анализируемом дорожно-транспортном узле.
Считается что при М ≤ 10 дорожно-транспортный узел относится к очень простым узлам, при М равном от 11 до 25 узел относится к простым узлам, дорожно-транспортный узел с М в пределах 26…55 является средней сложности, узел с М больше 55 считается сложным.
В работе [3] схематично показаны конфликтные точки при различных видах типовых дорожно-транспортных узлов, этот аппарат будем использовать при анализе особенностей улично-дорожной сети на примере проспекта Малиновского г. Ростова-на-Дону.
На рисунке 3 приведена схема организации движения и взаимодействия транспортных потоков на перекрестке пр. Малиновского – ул. Еременко. Этот перекресток в качестве примера выбран по причине достаточно высокой аварийности и сложности его пересечения, обусловленной близостью нерегулируемого пешеходного перехода по западной части ул. Еременко, параллельно пр. Малиновского и близости остановки общественного транспорта [4].
На рисунке 2 объемными стрелками показаны направления транспортных потоков по обеим улицам. На схеме ответвления обозначены □ (квадрат), слияния ○ (кружок), пересечения транспортных потоков × (знак умножения). Простой подсчет дает нам шесть ответвлений, шесть слияний и два пересечения транспортных потоков на данном дорожно-транспортном узле.
Рисунок 2 – Схема дорожно-транспортного узла перекрёстка пр. Малиновского-ул. Еременко
В таблице 2 приведены данные по числу ответвлений, слияний и пересечений для основных перекрестков по проспекту Малиновского. Подсчет проводился аналогично вышеуказанному примеру. Перечисление перекрестков идет по названию пересекающих улиц от южного въезда на север.
Сложность перекрестка Малиновского — Доватора (М=52) и Малиновского — Еременко (М=34) логично коррелируют с данными о высокой и выше средней аварийности соответственно, показанными на рисунке 2.
Таблица 2 – Расчет сложности дорожно-транспортных узлов по проспекту Малиновского
№ |
Название пересечения пр. Малиновского с улицами |
Число |
М |
||
ответвлений |
слияний |
пересечений |
|||
1 |
Каширская |
4 |
4 |
1 |
21 |
2 |
2-ая Краснодарская |
4 |
4 |
1 |
21 |
3 |
Коммунистический |
3 |
3 |
1 |
17 |
4 |
Стачки |
4 |
4 |
2 |
26 |
5 |
336-ой стрелковой дивизии |
3 |
2 |
1 |
14 |
6 |
Еременко |
6 |
6 |
2 |
34 |
7 |
Доватора |
8 |
8 |
4 |
52 |
8 |
Сужение дороги перед мостом |
0 |
3 |
0 |
9 |
9 |
Развязка у 1-ого Машиностроительного |
3 |
3 |
0 |
12 |
10 |
Таганрогское шоссе |
3 |
3 |
3 |
27 |
Аналогичный расчет для перекрестка Нагибина – Нансена дал значение М равное 67, что позволяет отнести данный улично-транспортный узел к категории «сложный», расчетное значение сложности перекрестка Нагибина-Ларина (тоже на схеме отмечен как аварийный перекресток) равно 44.
Для сравнительного анализа сведем интересующие данные в таблицу 3.
Таблица 3 – Характеристика перекрестков
Наименование перекрестка |
Сложность |
Категория сложности |
Уровень аварийности |
Нагибина-Нансена |
67 |
сложный |
высокий |
Малиновского-Доватора |
52 |
средней сложности |
высокий |
Нагибина-Ларина |
44 |
средней сложности |
выше среднего |
Малиновского-Еременко |
34 |
средней сложности |
выше среднего |
Таким образом, использование устоявшегося подхода к оценке особенностей улично-дорожной сети города с помощью подсчета уровня сложности дорожно-транспортного узла и сравнения его с уровнем аварийности, позволяет сделать следующие выводы:
— сложность перекрестка напрямую влияет на аварийность в конкретном дорожно-транспортном узле, но необходимая дополнительная информация для установления корреляции с аварийностью на этом перекрестке;
— разведении пересекающихся транспортных потоков на разные уровни не всегда способствуют снижению сложности и аварийности.
Очевидно, что имеется необходимость и в доработке подхода по оценке связки «сложность-аварийность» дорожно-транспортного узла. Предполагается, что введение в методику расчета сложности количества полос автомобильного трафика и интенсивности автомобильного трафика (плотности автомобильного потока, средней скорости потока и т.п.), позволит получить более точные оценки сложности, что в свою очередь будет влиять на управленческие решения в сфере городского дорожного хозяйства.
Литература:
- Лежава И.Г. Выбор XXI века – линейная структура городских систем / статья: Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2009. — №2(12). – С.66-69.
- Ростовстат [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/enterprises/transport/ Дата обращения 31.10.2019 г.
- Стратегия развития транспортных систем городов России: [монография]/ И.Н. Пугачев [и др.]; под ред. Ю.И. Куликова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. – 148 с.
- Топ-10 самых аварийных и самых опасных участков дорог в Ростове определили аналитики «Яндекса» [Электронный ресурс] / Режим доступа DON24.RU. Дата обращения 31.10.2019 г.
References
- Lezhava I. G. the Choice of the XXI century-the linear structure of urban systems / article: proceedings of the Kazan state University of architecture and construction. — 2009. — No. 2 (12). — Pp. 66-69.
- Rostovstat [Electronic resource] — access Mode: http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/ru/statistics/enterprises/transport / accessed 31.10.2019.
- Strategy of development of transport systems of cities of Russia: [monograph] / I. N. Pugachev [et al.] ; edited by Yu. I. Kulikov. – Khabarovsk: publishing house of the Pacific. state University, 2017. — 148 p.
- Top-10 most emergency and most dangerous sections of roads in Rostov identified analysts «Yandex» [Electronic resource] / access Mode DON24.RU. accessed 31.10.2019.