В спортивной мотивации можно выделить два базисных типа: тренировочную и спортивную. На первоначальном этапе занятий всегда главную роль играет тренировочная мотивация.
В непосредственной зависимости от содержательных особенностей преобладающих мотивов занятия спортивной деятельностью мотивацию можно разделить на два условных вида: на спортивно-деловой и на лично-престижный.
Для спортсменов с преобладающими спортивно-деловыми мотивами характерно стремление к достижению определенного спортивного результата, а также активная жизненная позиция в системе взаимоотношений данной спортивной группы. В результате этого у них заметна гораздо более сильная психическая готовность на абсолютно всех этапах соревновательной деятельности.
У спортсменов с преобладающими лично-престижными мотивами заметно стремление к своему собственному самоутверждению с помощью спорта, стремление получить от окружающих людей позитивные оценки даже в ущерб задачам своей спортивной деятельности. Для них характерна сильная боязнь поражения, неустойчивость эмоциональной сферы во время спортивных соревнований.
В работе со спортсменами с явным страхом поражений тренер может повысить ориентацию на определенные личностные достижения, тщательный разбор промахов, как важной составляющей тренировочного процесса, продемонстрировать значимость роли, которую конкретный игрок исполняет в команде.
В семнадцать-восемнадцать лет у спортсменов начинает отмечаться наибольшая заинтересованность в улучшении собственного спортивного мастерства. Поэтапно уровень такой заинтересованности начинает уменьшаться, учитывая, что до пятидесяти процентов спортсменов в данном возрасте рассматривает собственные успехи в спортивной деятельности в качестве еще одной возможности выстроить карьеру в прочих видах деятельности.
На этапе высшего спортивного мастерства мотивация начинает характеризоваться стабильностью. Среди базисных мотивов можно выделить стремление к самоутверждению и собственному совершенствованию, а также интерес к определенному виду спорта, соревновательный мотив.
По мере того, как из-за возрастных перемен начинают постепенно уменьшаться и спортивные результаты, у спортсмена могут проявляться признаки профессионального выгорания. Такой синдром профессионального выгорания появляется на фоне постоянного стресса, которые характерен для спортивной деятельности, и соответствует стадии эмоционально-энергетических, а также личностных ресурсов.
В спортивной психологии мотивации выделена классификация традиционных симптомов профессионального выгорания, среди которых:
— психофизические симптомы. Это чувство постоянной усталости, уменьшение восприимчивости к переменам в окружающей среде, периодические головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
— социально-психологические симптомы. Это периодический пониженный эмоциональный тонус, усиливающаяся тревожность и раздражительность, увеличивающаяся гиперответственность, отрицательная установка на жизненные, а также профессиональные перспективы;
— поведенческие симптомы. Появляющееся ощущение, что профессиональная деятельность утяжеляется, равнодушие к своей деятельности, употребление алкогольных напитков.
На этапе завершения спортивной карьеры мотивация, как и на начальных этапах деятельности, крайне неустойчива: с одной стороны, появляется вполне понятное желание завершить активные занятия спортом, а с другой – нет желания избавляться от источника денежных средств, изменять устоявшийся образ жизни.
Мотивами в таком случае выступают психологическая усталость и проблемы со здоровьем, стремление уйти победителем, растущая конкуренция между спортсменами, семейные обстоятельства.
Литература
- Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации/ Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с.
- Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности/ Р.А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с.
Literature
- Babushkin, G. D. Formation of sports motivation/ G. D. Babushkin, E. G. Babushkin. — Omsk: Sibgafk, 2000. — 179 p.
- Piloyan, R. A. Motivation of sports activity/ R. A. Piloyan. — Moscow: physical Culture and sport, 1984. — 112 p.