ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА МОТИВАЦИЮ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

19 ноября 11:21

Влиянию спортивной мотивации посвящено много научных работ. Исследуя мотивацию в спортивной деятельности, Р.А. Пилоян  пишет следующее: «Мотивация – это особое состояние личности спортсмена, которое формируется в результате соотнесения им своих возмож­ностей с предметом самой спортивной деятельности. Оно является основой для реализации целей, которые направлены на достижение мак­симального спортивного результата» [2].

Так как мотивация является основой для успешности спортивной деятельности, то верно ли будет считать, что чем более мотивирован спортсмен, тем лучше он сможет выступить на соревнованиях? Как показывают многие исследования в этой сфере, неверным будет считать, что при выполнении определенного рода задач для всех личностей необходима максимальная мотивация.

Роль мотивации с целью выполнения определенной деятельности установлено давно. Но нужно отметить, что некоторым спортсменам повышенная мотивация может не только помочь, но и навредить. Слишком большое старание успешно выступить на соревнованиях может привести к ухудшению деятельности спортсмена. Тот тренер, который применяет одну и ту же стратегию мотивации ко всем подопечным допускает большую ошибку.

Психологический принцип поведения, который был сформулирован очень давно и получивший название «закон Йеркса-Додсона», дает возможность тренерам вооружиться эффективной стратегией: имеется оптимальный уровень мотивации с целью достижения определенной задачи и определенного исполнителя. Данное положение играет главную роль для тренеров в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям, а именно — сформировать оптимальный уровень мотивации для каждого спортсмена.

Спортивные соревнования являются мощным источником моти­вации в спортивной деятельности. Соревновательные ситуации помогают способствовать достижению более высоких результатов, чем тренировочном процессе.

Еще один источник мотивации — это информация, или обрат­ная связь, которая должна обеспечиваться непосредственно тренером. Существуют разные виды ин­формации, а также разные способы ее подачи спортсменам. Источник мотивации спортсмена — это подкрепление, в качестве которого могут выступать любые события, способные повысить вероятность необходимой реакции спортсмена.

В исследовании Р.Н. Сингера отмечается, что между уров­нем притязаний спортсмена и мотивацией существует взаимная связь. На уровень притязаний спортсмена могут влиять прошлые успехи или же  неудачи [1]. Уро­вень притязаний может быть установлен не только спортсменом, но также и другим человеком, например, тренером.

Таким образом, тренер имеет возможность точнее поставить цель перед своим подопечным, ориентируясь на его возможности, уровень подготовленности, а также имеющиеся способности. В зависимости от уже имеющегося опыта и ожиданий на данный момент времени, перед каждым спортсменом должна ставиться достижимая цель, которую необходимо менять после каждого выступления.

Изучаю спортивную мотивацию, Е.П. Ильин  отмечает существующие упущения. Одним из главных он называет стремление рассматривать побудительный механизм (мотивацию) как что-то статическое, начально заданное [1].

На самом же деле, мотивация имеет в себе главный признак психического, то есть, «процессуальность». Эту «процессуальность» рассматривают как психическую активность субъекта, которая включает в себя постоянное дифференцирование значимого и незначимого в существующей на данный момент реальности.

Таким образом, процессуально-динамический подход в изучении личности спортсменов может позволить найти и проследить причаст­ность к становлению, а также развитию побудительного механизма, имеющихся психических функций и обра­зований личности спортсменов.

 

Литература

  1. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры /Е.П. Ильин.- 2 – е изд., испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486с.
  2. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М., 1984. – 247 с.

Literature

  1. Ilyin, E. P. Psychology of physical education: Textbook for institutes and faculties of physical culture /E. p. Ilyin.- 2nd ed., ISPR. and extra – SPb.: RGPU im. A. I. Herzen, 2000. — 486c.
  2. Piloyan, R. A. Motivation of sports activity / R. A. Piloyan. — M., 1984. — 247 p.