ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНТЕКСТНЫМИ ФАКТОРАМИ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 июня 5:44

В процессе подготовки спортсменов с высокой квалификацией нельзя основываться только на совершенствовании сфер их спортивного мастерства. Этот процесс необходимо рассматривать  как  управление  всей спортивной  деятельностью, главным рычагом которого есть контроль направленности мотивации [1].

Влиянию спортивной мотивации посвящено много научных работ. Среди них можно встретить исследование  мотивации достижения  успеха  и  избегания  неудачи,  различных уровней  притязаний и предпочтительного типа каузальной атрибуции, а также  внутренней  и внешней мотивации.

Однако  среди исследований спортивной мотивации долгое время недооценивалась значение глобальных  факторов. В процессе развития  изучения мотивации все большее внимание в наши дни стал привлекать тот факт, что побуждением к спортивной деятельности может  быть  не  только  мотивация, которая связана  с ситуацией,  в  которой  находится сам спортсмен, а та мотивация, которая связана с традициями, принятыми в обществе, с культурными нормами, с нормами той группы, в которой спортсмен находится. Нужно учитывать, что мотивация — это не только личностный феномен, но также и социальный.

Наиболее ярко системный анализ мотивации выражен в  концепции Валеранда [2]. Он пишет, что спорт, как и другие сферы жизнедеятельности, могут быть взаимовлияемыми. Чтобы понять спортсмена как личность, мотивацию необходимо рассматривать во всей ее совокупности, а также обращать внимание все компоненты спортивной мотивации, так как каждый ее компонент является лишь частичкой личности.

Весь анализ мотивации должен включать в себя внешнюю, внутреннюю мотивацию, а также амотивацию. Внутренняя мотивация  предполагает  занятие  спортивной деятельностью  с целью  собственного удовольствия. Внешняя мотивация является противоположной внутренней мотивации, и предполагает занятие спортивной деятельностью не только ради собственного удовольствия, а по внешней причине.

Если спортсмен не мотивирован ни внутренне, ни внешне, следовательно, он амотивирован. В данном случае спортсмен не имеет стойких побуждений к занятиям спортом, что, в свою очередь, может привести к прекращению спортивных занятий.

Внешняя, внутренняя  мотивация и амотивация  существуют  на  трех  уровнях: глобальном, контекстуальном и ситуативном.

В соответствии с исследованиями  Валеранда,  на  глобальном  уровне  личность  развивает  глобальную мотивационную направленность взаимодействия с окружающей средой внутренним, внешним и амотивационным способом.  Глобальные  факторы  относятся  к  факторам социальным, которые распространены во всех аспектах жизни спортсмена. Следовательно, необходимо учитывать,  что  социальные  факторы  в большей степени влияют  на мотивацию на соответствующем уровне. 

Контекстуальный уровень связан с определенной сферой жизнедеятельности человека. В этих «контекстах» спортсмены тоже  развивают мотивационные ориентиры. Контекстуальные факторы  являются изменяющимися, они являются основой одной особенной сферы жизни, к примеру, спортивной.

Ситуативный уровень является третьим и последний уровнем иерархии. Процесс мотивации на данном уровне относится к мотивации личности, которая увлекается какой-либо  деятельностью  в  данный  момент, например спортивной. Ситуативные факторы являются непостоянными, они существуют в данный момент, и, следовательно, не могут являться устойчивым фундаментом регуляции поведения личности.

Необходимо также учесть потенциальное  влияние  мотивации,  которое находится на более высоком уровне в указанной иерархии, на мотивацию, которая находится на уровень ниже. К примеру, низкий уровень ситуативной мотивации в результате сильного поражения в каком-то соревновании, скорее всего, окажет негативное  влияние  на контекстуальную  мотивацию  спортивной деятельности, а также может способствовать уходу из спорта вообще.

Резюмируя выше изложенное, необходимо подчеркнуть, что нужно принимать во внимание те мотивационные изменения, которые могут  произойти,  а также  взаимодействие между различными уровнями мотивации. Развитие спортивной мотивации необходимо осуществлять в направлении от внешне организованной к внутренне  организованной.

Литература

  1. Федоренко А.Б. Взаимосвязь глобальных и контекстуальных компонентов мотивации спортивной деятельности // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия: Педагогика и психология, 2009. — № 2. —  С. 264-267
  2. Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.

 

Literature

  1. A. B. Fedorenko Interrelation of global and contextual components of sports activity motivation // Bulletin of Adyghe state University. Series: Pedagogy and psychology, 2009. — No. 2. — Pp. 264-267.
  2. Vallerand R.J., Perreault S. Intrinstic and extrinsic motivation in sport: toward a intrinstic and extrinsic motivation for sport // Essential reading in sport and exercise psychology / eds. By D. Smith, M. Bar-Eli. Champaign, 2007. P. 155-164.