Возрастные особенности проявления эмоциональной отзывчивости. Психологическую основу гуманного отношения к другому составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность и способность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам, т.е. степень развития у него эмоциональной отзывчивости. «Социальные связи устанавливаются или разрушаются в зависимости от нашей эмоциональной близости, – и чем эта последняя глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми. На основе эмоциональной близости вырастает и дальнейший психический обмен, создается взаимодействие умов, создается единство в действиях. Тайна эмоционального сближения может быть найдена в нашей эмоциональной отзывчивости или… в эмоциональном резонансе»[6, с.203]
Маленький ребенок живет во власти эмоций: то он беспокоен, то безутешно плачет, то безудержно кричит, то вдруг тихо умиротворенно лежит, на что-нибудь взирая. Разнообразие эмоциональных реакций, сила и глубина их проявлений свидетельствуют о полноценном психическом развитии младенца. В 2-3 месяца у младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку, проявляющееся в эмоционально-двигательной реакции на взрослого, которая получила название «комплекс оживления». Сущность ее состоит в том, что ребенок, сосредоточивая взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками, ножками, издает тихие звуки.
Можно говорить о том, что «комплекс оживления» является первым эмоциональным откликом ребенка на человека.
Западные и отечественные психологи считают, что уже в возрасте 2-3 месяцев ребенок обнаруживает первичные эмпатические реакции на отрицательное состояние матери – тревогу, огорчение, страх. Они носят характер плача, двигательного возбуждения и отказа от пищи. Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Учеными установлено, что уже шестимесячные дети плачут при виде расстроенной матери. Плохое настроение матери передается ребенку. Дети реагируют на ссоры между родителями, на тон их голоса. К концу первого года жизни ребенок не только плачет, если при нем кого-то обижают, но и делает попытки утешить. Можно скорее обмануть взрослого, чем ребенка в тех чувствах, которые мы к нему испытываем.
Развитие речи и двигательной активности ребенка способствует все более действенному характеру его сочувствия. Но все эти эмоциональные реакции ребенка на состояние матери еще нельзя в полной мере отнести к сочувствию или сопереживанию. Здесь скорее пока синтония, эмоциональное заражение состоянием другого.
Существует точка зрения, согласно которой для детей начала раннего возраста характерно неумение понимать эмоциональное состояние другого.[4, с.38]
Когда дети видят, что другому плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В работе Е.П. Ильина приводятся результаты исследований зарубежных ученых М. Радтке-Ярроу и К. Цан-Вакслер и др., в котором матерей просили сделать вид, что они только что ушиблись. Дети в возрасте 21 месяца были озадачены и обеспокоены случившимся. Но уже через три месяца в аналогичной ситуации некоторые дети стали утешать мать. Отсюда ученые сделали вывод, что сопереживать чужому горю дети начинают выучиваться в возрасте между 18-м и 24-м месяцами, т.е. между полутора-двумя годами.
В два года дети, если видят слезы, утешают, делятся сладким. Их сочувствие распространяется не только на близких взрослых, но и на сверстников. Н.И. Лысенко наблюдала, как двухлетние дети активно соучаствуют в переживаниях сверстников не только по просьбе взрослого, но и по собственной инициативе. Накопление собственного опыта помогает дошкольнику понять, когда другому плохо. После полутора-двух лет увеличивается эмоциональная отзывчивость, осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она протекает посредством заражения (синтонии), в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям. Осуществляется переход от эмоциональной реакции к аффективному содействию. [1, с.122]
В возрасте 2-3 лет дети начинают осознавать то, что другие люди имеют свои эмоциональные состояния, не зависящие от их собственных. Дети оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, однако проявление ими сочувствия кратковременно и привязано к данному моменту и конкретной ситуации. Также с двух лет у детей наблюдается сорадование, как форма сопереживания. Оно заключается в том, что дети привлекают других к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Начиная с 3-х лет заметно растет сорадование не только близким людям, но и другим, не членам семьи.
Л.А. Пеньевская отмечает, что в возрасте 3-4 лет дошкольники отличаются большой эмоциональностью, побуждающей их к активному выражению сопереживания товарищам. По данным исследований наиболее часто отзывчивость детей трех лет проявляется в утешении огорченного, обиженного товарища, причем лишь в том случае, если огорчение ребенка выражается наглядно – крик, слезы, падение, царапины. Это объясняется повышенной эмоциональностью малышей. Причем у детей этого возраста отмечены попытки понять причины огорчения другого. Вместе с тем в проявлениях сочувствия товарищу много чисто импульсивного. На крик и слезы часто откликаются даже те дети, которые не отличаются особой отзывчивостью. Если же сверстник перестал плакать, они уже не выражают ему сочувствия. [2, с.176]
Эмоционально-утешительная реакция, вызванная неблагополучием сверстника, особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте. При этом ребенок не только, подобно зеркалу, «отражает» то или иное состояние другого, но испытывает не тождественные этому состоянию эмоции, например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленные на обидчика. В дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонаций, мимики, пантомимики, что позволяет ему понять переживания другого человека.
Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста способны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными. Это дружелюбное отношение к товарищам, сочувствие их переживаниям, активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Безусловно, подобные формы отношения проявляются далеко не всеми детьми. Можно наблюдать, что при полном осознании нужд и желаний сверстников, ребенок зачастую может их игнорировать, проявлять равнодушие.
Для большинства детей характерен тип нестабильного и непоследовательного отношения к сверстнику. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и от позиции ребенка. В условиях личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных эмоциональных проявлений в адрес ровесника, сопереживание товарищу резко снижается.
Представляет интерес исследование, проведенное зарубежными психологами Фридрихом и Стейном. Они установили, что дети, которые ведут себя просоционально (помогают, сочувствуют, делятся с товарищами), одновременно оказываются одними из самых агрессивных детей в группе.
Они объясняют это тем, что в данном возрасте, для того, чтобы завоевать авторитет и стать лидером, дети используют вербальную и физическую агрессию, а затем, с возрастом, дети учатся отличать социально неприемлемые формы агрессии от более принятых форм поведения.[7, с.175]
Дети помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту и т.д. Взаимопомощь детей сохраняет свою эмоциональную основу, в ней проявляется их отношение к людям, к их переживаниям. Симпатия и сочувствие побуждают детей к совершению нравственных поступков. Если ребенок сострадает сверстнику, он может поделиться с ним самым дорогим для себя, чтобы его утешить. Пятилетний ребенок уже способен воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями.
В возрасте 5-6 лет эмоциональные реакции ребенка приобретают самостоятельный характер и возникают уже в силу осознания ребенком смысла ситуации. Если эмоциональная реакция ребенка 4-5 лет в той или иной ситуации не всегда соответствует ее сути (в одних ситуациях он проявляет эмоцию, в других остается эмоционально пассивным), то в старшем дошкольном возрасте она максимально адекватна ситуации. Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием они делают это по отношению к сверстникам. Дело в том, что в общении с малышами ребенка привлекает позиция старшего, «учителя», а совместная деятельность с любимым взрослым доставляет радость. Помощь же сверстнику часто выступает как чисто трудовое действие. [5, с.112]
Как отмечает Т.П. Гаврилова, сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей не только в зависимости от возраста, но и от пола: сопереживание взрослым и животным чаще наблюдается у мальчиков, а форма сочувствия – у девочек. По отношению к сверстникам сопереживание чаще выражается девочками, а сочувствие – мальчиками. В целом дети чаще сочувствуют, чем сопереживают. В.В. Абраменкова также говорит о том, что проявления гуманного отношения к сверстнику у дошкольников зависят от их половой принадлежности: мальчики в большей степени, чем девочки склонны к эмоциональной децентрации. Эмоциональная отзывчивость девочек более наглядна и проявляется в речи. Девочки характеризуются большей социальной направленностью, вниманием к взаимоотношениям людей, а потому эмоционально-социальный опыт формируется у них раньше, чем у мальчиков. Мальчики более сдержанны в проявлении эмоциональной отзывчивости, больше реагируют на конкретную ситуацию, в которой готовы оказать реальную помощь [1, с.139].
Таким образом, основными формами проявления эмоциональной отзывчивости, которые можно рассматривать также и как этапы ее становления, являются: эмоциональная реакция, возникающая у младенца в 2-3 месяца; эмоциональное заражение (синтония), появление которого обнаруживается к году; эмоционально-активное реагирование на состояние другого, эмоционально-утешительная реакция, которая возникает в раннем возрасте и активно проявляется у дошкольника; эмоциональная децентрация, формирующаяся к старшему дошкольному возрасту; альтруистическое поведение, появляющееся к концу дошкольного детства.
Показателями эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста выступают следующие: ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других; эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им; тонко реагирует на настроение другого: идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание; проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; осуществляет эмоционально-утешительные действия.
Эмоциональное развитие детей является одним из приоритетных направлений общего гармоничного развития личности в дошкольном возрасте.
На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Подтверждает вышесказанное то, что маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. А с развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Дошкольное детство пусть и не такой большой период в жизни человека, но оно играет огромную и неоспоримую роль в становлении личности, формировании собственной манеры поведения, взглядов, привычек, а также многих других составляющих. Именно поэтому важно особое внимание уделять эмоциональному развитию детей, так как разнообразные эмоции пронизывают всю нашу жизнь с самого момента рождения.
Список использованной литературы:
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981. – 239 с.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 276 с.
- Изард К. Эмоции человека / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М.: МГУ, 1980. – 431 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: МГУ, 2001. – 328 с.
- Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.
- Реан Л.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.; М.: – Прайм-Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2001. – 652 с.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.