ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

12 сентября 9:27

Участие Российской Федерации, и ее субъектов в гражданско-правовых отношениях является важнейшим элементом построения правового государства. Благодаря данному гражданско-правовому институту, в государстве реализуются принципы организации охраны суверенного права. Государство, вступая в гражданско-правовые отношения, проявляет легитимную способность на отстаивание национальных интересов. Российская Федерации, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами [1]. То есть, гражданское законодательство, основываясь на принципе равенства, предоставляет всем участникам равное положение и равный порядок участия в гражданских правоотношениях.

Особенности участия публично-правовых институтов, в качестве субъектов гражданского права, представлено самостоятельной главой Гражданского кодекса Российской Федерации. К таковым (публично-правовым институтам) ст. 124 ГК РФ, относит собственно Российскую Федерацию, её субъекты, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, поскольку они представляют собой специальные субъекты гражданского права, которым присуще публичные интересы.

Публично-правовые образования подразделяют на две группы. Первая группа – это государственные образования, Российская Федерация и ее субъекты. Вторая группа – это муниципальные образования. Нами будет рассмотрена первая группа публично-правовых образований.  Их участие в гражданско-правовых отношениях имеет ряд особенностей по сравнению с другими субъектами гражданского права. Так, публично-правовые образования могут преследовать и преследуют только общие интересы, интересы населения, поскольку это является определением публично власти. Во-вторых, государство хоть и является носителем суверенитета, в гражданско-правовых отношениях оно выступает на равных началах, автономии воли с остальными участниками таких отношений. В-третьих, согласно ст. 124 ГК РФ —  к Российской Федерации, ее субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов [1]. Публичные образования осуществляют ту деятельность в области гражданского законодательства, которая направлена на реализацию ими публичной власти.

Порядок участие Российской Федерации, и ее субъектов в гражданско-правовых отношениях так же закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации. Публично-правовые субъекты гражданского права, наряду с другими субъектами, могут своей волей и в своём интересе приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора [1].

Государство выступает как представитель публичного права, так и частного права.  В первом случая, это проявление субъекта как носителя государственной публичной власти. Во втором случая законодатель приравнивает государство к юридическому лицу, но, не определяя его таковым и не наделяя правами юридического лица [3]. Вследствие этого мы можем сказать, что публично-правовые образования проявляют двойственность по отношению к объектам гражданского права. С одной стороны, данный субъект является представителем суверенной власти, а так же представителем народа, с другой стороны он может проявлять правовую деятельность юридического лица, путем его создания и организации. Гражданское законодательство выделяет две формы участия государства в гражданско-правовых отношениях. Первая форма – это непосредственно, то есть через органы государственной власти. Вторая форма – это опосредованная, которая осуществляется через представителей. Первая форма предполагает осуществление от имени Российской Федерации, и ее субъектов прав обязанностей через органы государственной власти в рамках их компетенции, которые установлены актами, определяющими статус данных органов.  Вторая форма предполагает, что по специальному поручению от Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать ещё юридические лица и граждане. Например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом располагает контрольным пакетом акций компании «Аэрофлот»,  что позволяет публично-правовому образованию осуществлять гражданско-правовые отношения через юридическое лицо.

Основными участниками гражданских правоотношений, которые выступают, от имени Российской Федерации, и ее субъектов, являются органы исполнительной власти. От имени Российской Федерации выступают Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, агентства и службы. На уровне субъектов – высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Так же, некоторые авторы выделяют группы государственных органов, которые относят к юридическим лицам в гражданских правоотношениях. Первая группа – это федеральные министерства, вторая группа – это федеральные агентства и службы, третья группа – это территориальные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, четвертая группа – это различные управления, отделы, отделения государственных органов [4].

Поскольку, целью деятельности публично-правовых образований является поддержание и развитие публичных интересов государства, то и отношения, которые складываются в поле действия гражданского законодательства, будут касаться исключительно вопросов обеспечения государственных интересов. Одним из них является – государственная собственность.

Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [1]. Государственная собственность является одной из форм собственности, отличительным признаком, которой является субъект данной собственности, поскольку им выступает государство, государственные органы.

В.П. Камышанский выделяет два направления определения понятия государственная собственность. Первое направление – это экономическая категория государственной собственности. Так под экономической категорией понимается общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации, или субъектам Российской Федерации. Второе направление – это право государственной собственности. Его автор подразделяет еще на два блока направления. Во-первых, право государственной собственности можно понимать объективно, как совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность имущества Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и разъясняют вопросы владения, пользования и распоряжения им, со стороны уполномоченных государственных органов. Во-вторых, право государственной собственности можно понимать субъективно, как правовая реальная возможность определенных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться государственным имуществом в рамках законодательства Российской Федерации [5]. То есть, это право органа государственной власть по отношению к объекту государственной собственности.

 Важным принципом осуществления государственной деятельности по отношению к государственной собственности является структурированный подход. Для этого выделяют три элемента права государственной собственности, во-первых, это право владения государственной собственности – возможность реального юридического обладания собственностью со стороны государства; во-вторых, это право пользования государственной собственностью – возможность извлекать определенные признаки в процессе владения собственностью; в-третьих, это право распоряжения государственной собственностью – возможность устанавливать, изменять и прекращать правоотношения по отношению к собственности со стороны государственных органов [6]. Как результат, взятый отдельно орган государственной власти обеспечивает профессиональную деятельность по владению, пользованию и распоряжению государственной собственности.

Большинство специалистов определяют следующие главенствующие цели, в области управления государственной собственности: оптимизация элементов государственной собственности для обеспечения устойчивого и планового экономического роста в государстве; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в хозяйственный оборот страны; использование объектов государственной собственности в качестве реального  качественного стимула для привлечения новых инвестиций в экономический сектор государства; увеличение доходов бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основе правильного и качественного управления государственной собственностью [7].

Роль публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях имеет важное значение для реализации внутренней политики страны. Так,  с помощью осуществлению правой деятельности в рамках гражданского законодательства публично-правые образования могут представлять и отстаивать как публичные, так и некоторые частные интересы государства. Одним из важнейших проявлений данного вида деятельности является – реализация права государственной собственности. Благодаря этому, государственные органы могут обеспечивать структурированное и юридически закрепленное проявление публично-властных полномочий для укрепления института государственно собственности.

 

Список источников:

  1. Граждански кодекс Российской Федерации // СПС Консультант плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  2. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.
  3. Дябкина Лидия Петровна Государство как субъект публичных и частных правоотношений // ЮП. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-kak-subekt-publichnyh-i-chastnyh-pravootnosheniy (дата обращения: 15.11.2021).
  4. Ермишкина О. П. Органы государственной власти как участники гражданского оборота // Гуманитарные и юридические исследования. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-gosudarstvennoy-vlasti-kak-uchastniki-grazhdanskogo-oborota (дата обращения: 15.11.2021).
  5. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспридуенция» / под ред: В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 543 с.
  6. Актуальные проблемы права собственности : учеб. пособие / В. П. Камышанский, С. В. Новикова, Е. Ю. Руденко, Д. В. Степанов. – Краснодар : КубГАУ, 2020. – 90 с
  7. Купцов А.В., Соменкова Н.С. Управление государственной и муниципальной собственности: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 60 с.