ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

20 мая 1:52

Современная ситуация в сфере экономики и государственного управления обуславливают необходимость повышения эффективности государственного управления, что требует изучения тенденций развития государственной службы в современных реалиях. При этом, под государственной службой обычно понимается как профессиональная деятельность государственных служащих, обеспечивающая исполнение ими своих полномочий[1]. На законодательном уровне закреплено несколько видов государственной службы[2]: государственная гражданская служба, военная и иные виды государственной гражданской службы.

Рассмотрим основные тенденции относительно развития госслужбы РФ. На рисунке 1 представлена динамика численности работников в государственных органах без учета муниципалитетов. Данные относительно численности представлены по 2020 году (официальные данные на 2021 год не опубликованы). В целом можно говорить о росте численности государственных служащих, в основном в федеральных государственных органах, прирост в 2020 году составил 11,73%, в то время как в госорганах субъектов прирост составил 0,86% относительно предыдущего периода.

Рисунок 1 – Динамика численности работников государственных органов РФ (без учета муниципалитетов)[3], тыс. чел.

Если рассматривать по ветвям власти, то основной прирост по федеральным государственным органам пришелся на исполнительную власть (13,62% от 2019 года). Важно отметить, что прирост в федеральные государственные органы в большей степени пришелся на региональный уровень (исполнительную власть). С одной точки зрения можно отметить некоторое «раздувание» госаппарата именно на уровнях субъектов.

Одним из основных видов государственной службы является государственная гражданская служба. Динамика состава государственных служащих в РФ относительно уровней власти представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика состава государственных гражданских служащих в РФ относительно уровней власти, тыс. чел.

Наибольшее снижение наблюдается в составе государственных служащих в федеральных государственных органах (снижение на 13,18%). На региональном уровне (снижение 14,26%), тогда как на федеральном уровне наблюдается некоторый прирост (прирост 0,26%).

Укомплектованность государственных служащих представлена на рисунке 3:

Рисунок 3 – Укомплектованность гражданских госслужащих РФ[4], %

Можно отметить неукомплектованность кадрами, причем это характерно для всех направлений: как для служащих центральных аппаратов федеральных органов, так и для служащих на региональном уровне. Это связано со снижением привлекательности данной профессиональной деятельности, что также может быть обусловлено материальной составляющей. Можно сравнить реальный среднемесячный доход госслужащего федерального министерства и руководителя в коммерческом секторе Москвы (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Динамика реального среднемесячного медианного декларированного дохода госслужащих (федеральные министерства), занимающих руководящие должности, и руководителей в коммерческом секторе Москвы в 2020 году[5]

В данной ситуации учитывались не только руководители крупных компаний, но и компаний, относящихся к среднему и малому бизнесу, в сравнении со служащими на должностях: зам начальника отдела, референта и начальника отдела, что соответствует руководству компанией. Видно не соответствие заработной платы.

Вывод. Наблюдается снижение численности государственных гражданских служащих. Рост не укомплектованностью кадрами. Такая динамика происходит на фоне постепенного роста заработной платы государственных служащих.Однако структура фонда оплаты труда говорит об отсутствии стимулирующего механизма

 

Список литературы

  1. Латышов Д.Е. Государственная служба в современной России: понятие и виды // Вестник магистратуры. – 2021. — №5-4(116). – с. 87-88
  2. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (от 2 июля 2021) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/185886/ (дата обращения 16.03.2022)
  3. Численность и кадровый состав государственных органов РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2021. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 03.03.2022)
  4. Байтеряков С.В., Барышникова А.В., Копыток В.К., Филиппова А., Шубина Д.О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения / под ред. М.С. Шклярук; М.: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021 – с. 32

 

References

  1. Latyshov D.Ye. Gosudarstvennaya sluzhba v sovremennoy Rossii: ponyatiye i vidy // Vestnik magistratury. – 2021. – №5-4(116). – s. 87-88.
  2. Federal’nyy zakon «O sisteme gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii» ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ (ot 2 iyulya 2021) // Garant. – URL: https://base.garant.ru/185886/ (data obrashcheniya 16.03.2022)
  3. Chislennost’ i kadrovyy sostav gosudarstvennykh organov RF [Elektronnyy resurs] // Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. – 2021. – Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (data obrashcheniya: 03.03.2022)
  4. Bayteryakov S.V., Baryshnikova A.V., Kopytok V.K., Filippova A., Shubina D.O. Kadrovaya politika na gossluzhbe: tekushchiye problemy i neobkhodimyye izmeneniya / pod red. M.S. Shklyaruk; M.: Schetnaya palata Rossiyskoy Federatsii, Tsentr perspektivnykh upravlencheskikh resheniy, 2021 – s. 32

 

[1] Латышов Д.Е. Государственная служба в современной России: понятие и виды // Вестник магистратуры. – 2021. — №5-4(116). – с. 87-88

[2] Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (от 2 июля 2021) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/185886/ (дата обращения 16.03.2022)

[3] Численность и кадровый состав государственных органов РФ [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2021. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения: 03.03.2022)

[4] Там же

[5] Байтеряков С.В., Барышникова А.В., Копыток В.К., Филиппова А., Шубина Д.О. Кадровая политика на госслужбе: текущие проблемы и необходимые изменения / под ред. М.С. Шклярук; М.: Счетная палата Российской Федерации, Центр перспективных управленческих решений, 2021 – с. 32