ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

23 сентября 1:50

Общественные пространства существовали в том или ином виде на протяжении всей истории архитектуры: римские форумы, дворцы эпохи возрождения, торговые центры. Потребность людей в общественных центрах была всегда. 

С повышением общего уровня жизни росло и разнообразие общественных пространств. Архитектура призвана отвечать актуальным требованиям. Существующие общественные пространства развиваются и адаптируются. Кроме этого, создаются новые типологии, а старые переживают свое возрождение.

Хотя наше общество в теории очень высоко ценит идею сплоченного сообщества, на практике самые распространенные общественные центры, такие как дома культуры и библиотеки, часто являются довольно скучными и непримечательными зданиями. И они могут мало что предложить людям в досуговом плане.

Поэтому стоит рассмотреть историю развития общественных пространств, чтобы понять тенденцию и выявить основные аспекты дальнейшего развития для современного типа общественных центров.

С появлением городов стали важны общественные взаимоотношения. Площадь можно считать первым ростком типологии общественных центров, ведь это был необходимый центр торговой и общественной жизни. Площадь зарождалась в первых городах человечества, но актуальна до сих пор. Здесь важно отметить многофункциональность пространства. Как в древние времена площадь могла использоваться для совершенно различных сценариев, от будничной торговли, до крупных исторических событий. Так и сейчас эта тенденция сохранилась, однако стоит отметить, что вокруг площади часто появляются торговые пространства и другие функции, что сильно дополняет многофункциональность самой площади.

Нам известны примеры создания крупных ансамблей и общественных сооружений, рассчитанных на огромные массы народа: амфитеатры, театры, крытые рынки, базилики. Это уже более узкоспециализированные типы зданий, однако здесь стоит выделить саму тенденцию. Актуальная своему периоду архитектура отражает ценности общества. Так театры олицетворяют возросшую роль искусства в обществе, рынки роль торговли.

В Древнем Риме появляются первые многофункциональные центры — термы, которые включали различные по своим функциям помещения. Возникает типовая планировка терм, в результате начинают развиваться функции общения и досуга [1].

Другой важный тип зданий, отражающий определенные культурные особенности общества, это религиозные сооружения.

Издревле религии объединяли разных людей в одну конкретную группу, сплоченную совместными идеями. Это отражает и то, как работает сообщество. Рассматривая пример религий, мы можем более полно понять, как может функционировать сообщество. И, соответственно, найти некоторые идеи развития общественных центров, которые будут лучше объединять людей и олицетворять коллективность.

Религии обычно не скупились при возведении своих зданий. В истории архитектуры храмовые сооружения одни из самых интересных и впечатляющих. Редкое здание той же эпохи могло сравниться с ними в архитектурной изобретательности. Попадая внутрь зданий с высокими потолками, изобретательными конструкциями, резным и расписным декором, человек мог испытать благоговейный трепет. Несомненно, величие этих архитектурных построек подкрепляло религиозность общества, прочно ассоциируясь с величием божественным. Это чувство дополнительно усиливал контраст между типичным жилищем и религиозными постройками. Храмы проектировали лучшие архитекторы своего времени, они были гордостью своих государств, самые обеспеченные граждане вкладывали свои деньги в их постройку, в надежде увековечить свои имена.

Религиозные общинные центры были архитектурными доминантами силуэтов древних городов, символизируя важность коллективной составляющей в человеческом обществе. Поэтому если мы хотим развивать единение сообщества внутри архитектурных сооружений, стоит обратить внимание на этот опыт. Иными словами, новые общественные центры должны быть выдающимися архитектурными сооружениями. Они должны быть одними из самых привлекательных зданий в своих районах. Они должны подобно храмам удивлять своей изысканностью, выраженной в современной интерпретации изыска, то есть не в обилии золота, но в мастерстве, изяществе и комфорте. При современной конкуренции зданий за время пользователя, общественные центры должны быть наиболее привлекательными, чтобы люди отдавали им предпочтение при выборе.

В средневековье идеи развития общественных центров не претерпели существенных трансформаций ввиду феодальной раздробленности и фокуса на распространении защитных сооружений.

В обществе, где церковная и финансовая области существования преобладали над социальной, гражданские функциональные сооружения теряли свою роль. Образцом этого служат средневековые города. В них функции крупных функциональных учреждений, характерных для римского и греческого общества, выполнялись в виде небольших индивидуальных домов. К примеру, первоначальные городские советы — ратуши — располагались не в специально сформированных для этой цели зданиях, а в индивидуальных постройках, как правило, наполовину укрепленных башнях.

Эпоха возрождения связана с усилением городов, в которых возникают новые типы общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Являясь зданиями для управления, они иллюстрируют необходимость обустройства мест собрания для людей.

В Англии в XVII веке общественные здания получили дальнейшее развитие, появились клубы. Можно сказать, что это многофункциональные здания, поскольку несмотря на повседневную функцию банкетного зала, в праздничные дни он мог трансформироваться танцевальный зал и выполнять функцию досуга. Хотя такие клубы и были лишь для избранных людей из дворянства, однако это, очевидно, новый этап развития общественных центров и досуга.

С приходом капитализма появляется больше общедоступных форм досуга и связанных с ним зданий — театров, музеев, выставок, парков. С начала ХХ столетия происходит множество общественно-политических и социальных перемен. Все без исключения напрямую отображается в архитектуре: появляются многофункциональные досуговые ансамбли [2].

Меняются и общественные центры. Это типология с определенной целью — сплочение общества, создание досуга и повышения культуры общества. Эта типология никуда пока не исчезла и общемировые тенденции показывают лишь развитие типологии. В различных странах общественные центры имеют свои названия: Дом культуры, Коминкана, Social centre, Community centre. Так же эта модель предполагает наибольшую пластичность и мультифункциональность. Так что ее потенциал наиболее высок.

В СССР в 20 — 30-е годы, появляются идеи создания Дворцов и Домов культуры, однако война не дала полноценно реализовать их. И лишь в 50 — 60-е годы совершается возврат к вопросу проектирования досуговых учреждений. Планируется трансформация, от проектирования единичных строений к проектированию культурных центров. Наступает распределение учреждений досуга согласно типам сервиса, функциям и контингенту обслуживания.

В других странах мира протекают похожие общественные процессы, возникают многофункциональных культурные центры, эти здания становятся новейшим витком в решении потребности досуга.

Например, во Франции строительство общественных центров также началось после Второй мировой войны, они создавались в каждом городе, сельском населенном пункте, регионе. Они были призваны объединить, сформировать контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. Французские дома культуры не были рядовым элементом социального оснащения города, предполагалось, что они будут высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.

Если древние общественные здания были монофункциональными, направленными на один вид деятельности, то дома культуры это многофункциональные здания, сочетающие в себе большое количество различных по назначению помещений. Их можно разделить на две группы — театральные и клубные. Группа театральных помещений включает в себя зрительный зал и вспомогательные помещениями — вестибюли, фойе, репетиционные, гримоуборные. Группа клубных помещений состоит из помещений для кружковых занятий, лекционных, библиотеки, а также спортивные помещения и небольшие зрительные залы.

Дома культуры важнейшие общественные центры СССР. Они отражают идеалы, внимание к образованию народа, совершенствованию тела и духа человека. Конечно, до домов культуры существовали подобные сооружения в царской России — народные дома. Но в Советском Союзе наблюдается массовое развитие общественных центров [3].

Однако в последнее время эти здания лишь приходят в упадок, за редкими исключениями. В современности для стран характерен отход от термина дом культуры. Для новых зданий используются термины культурный центр, общественный центр, социальный центр и комьюнити-центр.

Новые дома культуры перестали появляться в наших городах. Но их идею перенимают современные общественные центры, которые, хотя и редко, но уже начинают входить в архитектурную естественность жизни городов.

Современный мир не лишен интереса к общественным пространствам. Наши города изобилуют барами, клубами, кинотеатрами и театрами. Но такие места почти никогда не способствуют встречам между людьми. Они сближают нас, не помогая нам избавиться от запретов, которые удерживают нас от разговора с незнакомцами.                                                           Общественные центры современности должны позаботиться о том, чтобы сообщество было не просто концепцией или стремлением, а реальностью. Они должны определять правила нашего взаимодействия в общественном пространстве и располагать к тому, что, как только мы перешагнем порог, к любому можно будет подойти, не опасаясь вторжения или осуждения. Они должны помочь нам почувствовать, что мы находимся в зоне безопасности и доброты, и дать нам инструменты, с помощью которых мы могли бы выразить наше стремление к взаимной поддержке и самораскрытию [4].

От совместных обедов до личных моментов, когда мы могли бы задавать вопросы, с помощью которых можно было бы открыть нашу более застенчивую, более глубокую сущность. Мы могли бы быть вместе не только физически, но и, что гораздо сложнее, но и важнее, вместе и психологически. Благодаря современным общественным центрам может появиться третье место, где современный человек сможет провести свой досуг вместе с другими людьми, формируя сообщество.

 

Библиографический список

1) Том 2 : Архитектура античного мира (Греция и Рим) / Под редакцией В. Ф. Маркузона (ответственный редактор по Греции), Б. П. Михайлова (ответственный редактор по Риму), И. С. Николаева, О. Х. Халпахчьяна, Ю. С. Яралова. — Второе издание, исправленное и дополненное. — 1973. — 712 с., ил.

2) История архитектуры и строительства [Электронный ресурс] : учебник для вузов / К. А. Соловьев, О. К. Лукаш. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 612 с. — ISBN 978-5-507-44284-3 : Б. ц.

3) Архитектура клубного здания. 10 рабочих клубов Москвы / Государственная академия искусствознания. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932. — 108 с., ил.

4) Мартовицкая А. Место встречи изменить нельзя? // Speech: communitycenter. 2018. №21. С. 16–37.