ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ХРАМОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД В Г. ЕКАТЕРИНОДАРЕ

24 мая 12:47

Проанализировав месторасположение дореволюционных храмов г. Екатеринодара и окружающую их застройку, были выявлены приемы размещения храмов в городе.

Первым приемом является размещение храма в открытом пространстве на возвышенности. Примером является первый храм города – Троицкая походная церковь, расположенная в крепости в 1789 году. Несмотря на то, что Краснодар находится на слабохолмистой равнине, территория, на которой располагался храм, возвышается над северо-западными, западными, южными и юго-восточными землями, так как там начинается понижение в рельефе из-за близости к руслу реки Кубань.           

Вторым приемом является размещение храма на оси улицы. В качестве примера можно привести деревянный собор Воскресения Христова, 1802 года постройки. Собор замыкал главную градостроительную ось города – улицу Красную, тем самым усиливая ее значение. Также он являлся зрительной доминантой для всего общественного центра города, расположенного вдоль этой улицы.

Третий прием заключается в расположении храма на городской площади. Примером является разрушенный в 1932 году Войсковой собор Александра Невского, построенный в 1872 году. Собор возведён на площади в центре города, примыкающей к главной улице города.

В качестве другого примера, можно привести собор Екатерины Великомученицы 1914 года постройки. Он располагался на Екатерининской площади, в советские годы на её углах были выстроены четырехэтажные дома для сотрудников КГБ, и собор оказался спрятанным в глубине квартала.

Четвертый прием – размещение храма у реки. Примером является собор Святой Троицы, построенный в 1904 году. Собор был возведён на берегу реки Кубань и до постройки высотных зданий являлся доминантой речной панорамы в этой части города.

Пятый прием — размещение храма на пересечении улиц. Примером является храм Георгия Победоносца, построенный в 1910 году на подворье Георгиевского монастыря. Подворье занимало около полутора гектаров и на нем размещались постройки, превратившие его в настоящий монастырский комплекс. Храм и подворье располагались на пересечении улиц Северной и Котляревской (теперь – улица Седина). Храм являлся доминантой в окружении благодаря монументальности форм, особенностям силуэта и большей высотой по отношению к окружающей среде. Другие сооружения на территории комплекса не превышали двух этажей.

Сейчас территория храма занимает десятую часть бывших владений, а  рядом с храмом находится четырехэтажное здание института, построенное в советские годы. Но, не смотря на это, храм остается  доминантой, благодаря своей выразительной объемно-пространственной композиции.

Анализируя градостроительные приёмы размещения храмов в городе дореволюционного времени, можно заметить два принципа, объединяющие эти приемы.

Первым является доминирование храма над окружением. Храмовое зодчество на Руси, после ее Крещения, приобретает первостепенное значение. Существует множество примеров, когда образование города начиналось с возведения храма. Он являлся градообразующим объектом для всего города и ориентиром на местности. Храм доминировал среди окружения,  тем самым свидетельствуя о возвышенности духовного мира.

Первопричиной доминантной роли храма в градостроении, является важнейший принцип христианской веры – ставить Бога на первое место в своей системе ценностей, соответственно и духовные ценности ставить превыше мирских интересов.

Вторым принципом, по которому размещались храмы, является их обособленное расположение. Здания храмов значительно отличаются от гражданских строений, несмотря на то, что имеют в своем основании те же методы строительства. В архитектуре храма выражается попытка выразить человеком свой путь к Богу, через средства монументального зодчества. А в архитектуре светских зданий выражено в первую очередь стремление организовать удобное функциональное пространство. Так же обособленность храма от окружения выражалась в том, что в дореволюционное время в городах не разрешалось строить светские постройки ближе, чем в двадцати метрах от зданий храмов. А в деревнях — не ближе сорока метров. Храм также был «обособлен» даже от принципов светской музыки, архитектуры, и живописи.

Первопричина такой обособленности храма заключается в том, что для верующих людей он является не просто зданием, а частицей грядущего Царствия Божия, которое «не от мира сего».

Два эти основополагающих принципа могут стать основой для разработки новых приемов размещения храмов в современном городе.

 

Библиографический список

1) Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / АПН СССР.М.: Педагогика, 1985.

2) Антонова, Н.Е., Вятчанина, Т.Н., Рыцарев, К.В., Щенков, А.С. Архитектура русского православного храма / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. М.: Памятники исторической мысли, 2013.

3) Архитектурная графика эпохи конструктивизма в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Каталог. СПб., 2008.

4) Белановская, Е.В. Нормативные основы функционального проектирования гражданских зданий. М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2007.

5) Беляев, В.И. Первые школы на Руси // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2015